Cadenza, 2009
11.12.2009 | Диски
Народное техноПолевое исследование, проведенное с помощью диджейских вертушек
Если вы не разглядели, на обложке изображен стоящий в траве ухоженный бородатый мужчина в розовой футболке, на ладони у него серебрится солнечный свет, а вокруг света летают бабочки. Учитывая, что мужчину зовут Лусиано, а альбом его именуется «Посвящение солнцу», лучшее, что тут можно заподозрить, — какой-нибудь махровый спиритуальный хаус с острова Ибица. На деле — ни-че-го подобного.
Лусиано, он же Люсьен Николе, — проживающий в Швейцарии чилиец, земляк и напарник Виллалобоса; и, как следует из «Tribute to the Sun», герой не меньших масштабов, чем его звездный приятель. С первого же трека, где неведомые аборигены причитают экзотическим хором и водят хоровод вокруг отбивающего четыре четверти большого барабана, становится понятно, что до Ибицы тут — дистанция огромного размера.
«Tribute to the Sun» — крайне остроумная затея, безусловно удавшаяся попытка свести вместе минимал-техно с полиритмической этникой Южного полушария; в каком-то смысле — электронный ответ на повальное увлечение Африкой, случившееся в последний год в независимом роке (см. Vampire Weekend и прочих).
Летучий голос Мартины Топли-Берд рассыпается на слоги в облаке звенящей перкуссии, бас вибрирует так, будто тугую струну прикрепили к какой-нибудь экзотической дыне, девушки чужой расы баюкают мелодию под стрекот джазовых тарелок, откуда-то издалека заливается охотничий рожок — здесь на модном танцполе пляшут ритуальные танцы.
«Tribute to the Sun» есть фактически полевое исследование, проведенное с помощью диджейских вертушек.
Провозглашенную когда-то группой The Slits теорему «Вначале был ритм» Лусиано доказывает на противоположных, казалось бы, по смыслу, звуку и происхождению примерах, демонстрируя, что, по сути, высокотехнологичная электроника и обрядовые песни и пляски служат одной и той же цели — служебной и сакральной одновременно. В полном соответствии с одной хорошей песней Лусиано, как вожди кочевых племен, крутит по степям ось времен. Нью-йоркский диджей по кличке Спуки (у которого, к слову, только что вышел увесистый хип-хоп-альбом) сказал однажды, что электронная музыка — это фольклор индустриального века; и «Tribute to the Sun» есть наилучшее подтверждение этого неглупого тезиса.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.