Warp 2009
31.10.2009 | Диски
Аквакранк и вонкиИнструментальный хип-хоп нового поколения
Несколько лет назад Малколм МакЛарен орал мне в телефонную трубку, что будущее культуры — за детьми и ничего, кроме видеоигр и восьмибитной музыки, уже не имеет значения. Тогда я думал, что бывший продюсер Sex Pistols рехнулся, — теперь кажется, что старик был прав. Вот например — шотландский юноша по имени Росс Бирчард. С 8 лет играет на барабанах; с 11 стоит за вертушками; в 15 попал в финал английского чемпионата среди диджеев. Сейчас самородок под именем Hudson Mohawke выпускает альбом; музыку, которую он сочиняет, уже успели прозвать словами «аквакранк» и «вонки» — давай, в общем, доставай свой англо-русский словарь. Вся новая электронная музыка есть следствие химических реакций между уже существующими жанрами. В случае Hudson Mohawke это, с одной стороны, рубленый хип-хоп покойного гения Джея Диллы; с другой — новейшие английские клубные стили. «Butter» — инструментальный по преимуществу хип-хоп, деформированный одновременно по оси абсцисс и оси ординат.
Здесь предельно изломанный, кочковатый бит; здесь вспыхивают и гаснут синкопированные мелодии, и звук здесь не слишком рэпу свойственный: альбом разом заставляет вспомнить первопроходцев легкой электроники Перрея и Кингсли, ранних минималистов и звуки GameBoy.
Музыка у Hudson Mohawke обладает взбалмошными повадками, но целенаправленным характером; Бирчард явно ломает, чтобы строить. Мне кажется, что «Butter» — это в первую очередь заготовка, конструкция, готовая к самому широкому употреблению. Способы этого употребления демонстрирует и сам сочинитель — будь то имеющийся на альбоме футуристический неосоул в соавторстве с неким Оливье Дэйсоулом или дерганый феминистический рэп, который он делает в проекте Nadsroic. Еще интереснее, куда это может двинуться дальше. Ведь Тимбаленд когда-то устроил революцию изнутри светского R’n’B — почему бы шотландским, извините, аквакранкерам не сделать то же самое (тем более что Бирчарда уже звали сотрудничать с Рианной и Майклом Джексоном)? Собственно, в каком-то смысле и тропа уже проложена: свежайший хит местного поп-ансамбля «Бандэрос» зиждется на синтезаторном паттерне, точь-в-точь похожем на бирчардовскую «Rising 5». Тут есть вот еще какой момент. Выпустившему «Butter» лейблу Warp сейчас исполняется 20 лет. Все 2000-е былые передовики IDM питались за чужой счет — издавали постпанк, математический рок, дошло даже чуть ли не до психофолка. Hudson Mohawke — первый за долгое время их ставленник, похожий на героя будущего, а не на воспоминание о несбывшемся прошлом. Может статься, в электронной музыке и вправду происходит что-то значимое — даже несмотря на слово «аквакранк».
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.