Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.09.2009 | Кино

Кого готовит ВГИК?

Студенты и преподаватели главной российской киношколы поведали о своих приоритетах

Журнал «Искусство кино» этим летом по решению Союза кинематографистов РФ, возглавляемого Никитой Михалковым, был вынужден покинуть помещение, построенное когда-то специально для него, и переехал в новый офис. И вот вышел первый номер, где в данных стоит новый адрес: Старый Петровско-Разумовский проезд, 10.

Номер в большей своей части посвящен кинообразованию, киношколам, и в частности ВГИКу. И конечно, самая ударная в нем статья Натальи Венжер и Даниила Дондурея «Забудьте про СССР», написанная по материалам собственного социологического исследования, проведенного во ВГИКе в 2008 году. Авторы раздали студентам и преподавателям анкеты, где им предлагалось оценить как уровень преподавания, так и степень его практического применения. Кроме того, каждый опрашиваемый должен был назвать по десять лучших фильмов (российских и зарубежных) и представить свою топ-двадцатку лучших режиссеров.

Результаты опроса оказались более чем интересными.

Всего из 700 студенческих и 100 преподавательских вернулись заполненными 460 и 40 анкет соответственно. Что позволило судить вполне репрезентативно о кинематографической картине мира у студентов, и менее определенно -- у преподавателей. Анкеты были анонимными, а потому определить, какая именно половина преподавательского состава проигнорировала опрос, невозможно.

Что же получилось?

Самым неожиданным оказалось, что студентам неинтересен современный кинематограф -- ни отечественный, ни европейский, и уж точно совсем не значим для них азиатский. Большая часть выбранных ими фильмов -- это советские картины.

В списке режиссеров на первом месте по числу упоминаний у студентов всех факультетов однозначно лидирует Тарковский. Дальше, с очень большим отрывом меняются местами Калатозов, Эйзенштейн и Феллини. У продюсеров, впрочем, второе место занимает Михалков, а потом уже идут Калатозов и Эйзенштейн, а Феллини удалось оттеснить Бондарчуку (старшему). Михалков входит в первую пятерку почти на всех факультетах, кроме сценарно-киноведческого: здесь он уступил пятое место Балабанову, а сам скромно занял седьмое, сразу после Бергмана и перед Антониони.

Из ныне живущих режиссеров в двадцатку с довольно скромными результатами попали еще Данелия, Рязанов, Соловьев, Норштейн, Меньшов; киноведы добавили Сокурова и Муратову, режиссеры -- Германа, а операторы -- Кончаловского и Звягинцева.

Из зарубежных называли в основном классиков, а из новых только Джармуша и Кустурицу. Тарантино в этом списке нет.

Зато в списке лучших фильмов работ многих признанных лучшими режиссеров нет, а вот «Криминальное чтиво» появляется на последних позициях. Возглавляет же список студенческих предпочтений фильм «Летят журавли», в первых строчках рейтинга «Зеркало», «Броненосец «Потемкин». Фильмы же лучшего российского современного режиссера Никиты Михалкова в первую десятку не попали -- за одним исключением: продюсерский факультет на третье место, после «Журавлей» и «Иванова детства», поставил «12» (еще «Утомленные солнцем» в их списке попали на девятое-десятое места). Режиссеры и сценаристы с киноведами вообще не вспомнили ни одного фильма живого классика, операторы назвали «Неоконченную пьесу», «Свой среди чужих» (12--14е и 15--18-е места). Впрочем, картин Муратовой, Сокурова и Германа в двадцатках нет вовсе.

Что все это значит? Да скорее всего полную кашу в головах у студентов, отсутствие внятно составленной программы, системы приоритетов в современном кино, охотное следование любым стереотипам, а также отказ от самостоятельного мышления.

Это у студентов. С преподавателями ситуация кажется определенней. Их просили сосредоточится на фильмах последних пяти лет. Они довольно единодушно отказались признавать современных западных режиссеров, в десятку выбились только братья Коэны с фильмом «Старикам здесь не место», разделив седьмое-девятое места с Анной Меликян и Алексеем Попогребским. Зато среди лучших режиссеров мира наряду с Михалковым, Лунгиным, Звягинцевым оказался Иван Соловов, которого педагоги ВГИКа поставили рядом с Сокуровым (пятое-шестое места).

В общем, читайте шестой номер «Искусства кино», там еще много интересного. Анкеты разбираются довольно подробно, и не только в части эффектных рейтингов, но и по сути тех претензий, которые студенты предъявляют ВГИКу. Главные две: в старейшей российской киношколе не учат ремеслу и сильно отстают от современности.

Посвящен номер, впрочем, не только российской киношколе. Например, есть здесь интервью с авторами фильмов, в этом месяце вышедших в прокат, -- Николаем Хомерики («Сказка про темноту») и дебютантом Климом Шипенко («Непрощенные»); оба учились не в России, а во Франции и США, о чем и рассказывают. Есть материал про британские киношколы, беседа с преподавателями американских. И отличный мастер-класс непопулярного у студентов Квентина Тарантино, данный им в Канне.

В сущности, понятно, почему Никита Михалков и поддерживающие его деятели кино не считают нужным издание в России серьезного журнала по киноискусству. У нас собственная гордость и свои приоритеты, которые лучше не поверять экспертизой. Конфуз может получиться.



Источник: Время новостей, 25.09.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.