Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.09.2009 | Диски

Мазл тов

Хип-хоп-регги в исполнении хасидской суперзвезды

Про тридцатилетнего жителя Нью-Йорка Мэттью Пола Миллера принято сообщать следующее. Он носит окладистую бороду, пейсы и — в обязательном порядке — головной убор: кипу или широкополую шляпу. Когда-то он был трудным подростком, сбегал из дома и колесил по стране вслед за группой Phish; его первый визионерский опыт случился после принятия ЛСД; потом он нашел еврейского Бога и стал убежденным хасидом. Он никогда не выступает пятничным вечером — потому что Шабат (однажды, впрочем, все-таки выступил — на Аляске, где солнце не заходит до двух часов ночи). Он никогда никому не пожимает руки — потому что нельзя. Когда любительница каббалы Мадонна пригласила его в гости, Матисьяху (так имя Мэттью переводится на иврит) был вынужден отказаться — потому что, согласно Талмуду, женщинам вообще нельзя петь.

Сам Матисьяху исполняет музыку регги и продает свои альбомы сотнями тысяч копий. Короче говоря, если про него до сих пор не сняли серию «Южного парка», то только потому, что это слишком легкий объект насмешек.

Матисьяху правда смешной, но смешной — в смысле веселый. «Light» — его третий альбом, и лучший из тех, что он записал в студии. Регги здесь осталось только в виде карибского вайба, пошедшего на службу крупнокалиберной поп-музыке (технически говоря, музыка Матисьяху ближе к дансхоллу, чем к исконному регги); «Light» — это певучий массовый хип-хоп с привлечением детского хора, бухтящих битбоксеров и полифонии, мажорные проповеди баса, бита и слабой доли, своего рода музыкальное воплощение артистических речей телемиссионеров. Матисьяху молотит языком про добро, красоту и путь праведника с энтузиазмом торговца на Привозе. У него удивительный нюх на мелодии и грув — и на этом альбоме имеется полдюжины хитов, срабатывающих вне зависимости от религиозных убеждений, от «Smash Lies» с ее препарированным банджо и почти ню-металлической «Darkness Into Light» до «I Will Be Light» с ее припевными «ой-ой-ой» и финальной молитвенно-тихой «Silence». Матисьяху, в конце концов, верит в то, что говорит, — а потому в его словах про божество и вдохновение чувствуется какая-то правота. В общем, Матисьяху демонстрирует нам, что в случае анекдота с бородой размеры и кустистость бороды тоже имеют значение. К слову об анекдотах: вы когда-нибудь замечали, что про евреев они почти всегда смешные (в отличие, скажем, от тех, что про грузин)? Вот и с Матисьяху то же самое. Мазл тов.



Источник: "Афиша", 31.08.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.