Matador, 2009
28.07.2009 | Диски
В каморку за актовым заломСольный альбом вокалиста Interpol — все то же самое в камерной обстановке
Реанимированный постпанк 2000-х среди прочего отличается от оригинала плодовитостью — точнее говоря, ее отсутствием. Кажется, никто из стилеобразующих групп (Franz Ferdinand, The Rapture, The Killers и т.д.) не сподобился за десятилетие записать больше трех пластинок — что выглядит жалко даже по сравнению с XTC (я уже молчу про The Fall). Официальные правопреемники Joy Division американцы Interpol отстрелялись своим триплетом чуть ли не раньше всех прочих — и первыми уперлись в то, что, сколь ретиво ни посыпай солью одни и те же сердечные раны, они все равно рано или поздно затягиваются. Теперь их вокалист, угрюмый шатен Пол Бэнкс, выступил в одиночку — зачем-то взяв себе псевдоним Джулиан Пленти.
Конечно, разница с Interpol есть.
На «Is… Skyscraper» отсутствует отрывистая ритм-секция — а барабаны играют медлительно и ровно. Здесь кое-где вступают духовые и электронные шепоты, непривычно много меланхолической акустики и томления духа — а треть альбома и вовсе представляет из себя тихоходный фолк.
Здесь доминируют песни про секс, а номер «Girl on the Sporting News» вообще оказывается неожиданным парафразом «Меланхолии» 2H Company. Тем не менее общая тональность осталась прежней; сольный Пол Бэнкс — это как бы Interpol, переместившиеся со сцены клуба-гиганта в каморку, что за актовым залом. И надо сказать, что по этой записи лучше понятно, чем Бэнкс берет за живое. На «Is… Skyscraper» его периодически сносит на территорию группы Placebo, громогласных ламентаций на гендерные темы, — но Бэнкса всегда спасает вокал: он поет опасливо, почти застенчиво, как будто не доверяя себе самому, своим словам и той, к кому они обращены. Interpol, конечно, очень нью-йоркская группа (достаточно вспомнить их оду родному городу на первом альбоме), и в единственном числе Бэнкс доходчиво транслирует мироощущение маленького человека в мегаполисе, потерявшегося в ускорившемся времени и несоразмерном пространстве; недаром
в едва ли не лучшей здесь песне лирический герой три минуты малодушно гундит одну фразу в адрес небоскреба. Муравейник живет, кто-то лапку сломал — не в счет; так вот, Бэнкс как раз поет за тех, кто сломал лапку.
Конечно, немного странно выслушивать подобное от человека, который спит с супермоделью Хеленой Кристенсен, — с другой стороны, кто сказал, что у него нет тех же проблем? В общем и целом проблематика этого альбома сводится к свежему лозунгу одного московского издания: «Большой город. Ты хочешь поговорить об этом».
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.