Bee Jazz, 2009
09.07.2009 | Диски
Не похож на патриархаРоберт Уайатт, его поклонники и французский джазовый оркестр
Бельгийский забулдыга Арно на пару с отслужившей в израильской армии певицей Яэль Наим (ее голос звучал в рекламе MacBook Air) кряхтит простую и верную песню о любви «Just As You Are». Рокиа Траоре из малийского племени бамана цокает слоги в абсурдистском сочинении «Afilib». Актриса Ирен Жакоб нежно шепчет по-португальски в «Del Mondo». Все они таким образом выражают признательность сочинившему эти песни Роберту Уайатту — английскому старцу-инвалиду с голосом печального ангела, официальному патриарху арт-рока, который, несмотря на окладистую седую бороду, совершенно не похож на патриарха. Для всех них играет французский оркестр из 10 человек — играет текучий лазурный джаз с соловьиным кларнетом и чуткими гитарными переборами. Дирижер Orchestre national de jazz Даниэль Ивинек и придумал эту историю — собрать друзей и ценителей Уайатта, позвать самого героя спеть любимое и воздвигнуть ему нерукотворный памятник (несколько лет назад тот же ONJ проделывал сходную операцию с Led Zeppelin; на сей раз получилось лучше). «Around Robert Wyatt» — краткая биография великого человека (сам Уайатт поет две песни своего соратника Питера Блегвада из Slapp Happy, а также тихий чилийский фолк «Te Recuerdo Amanda»), изложенная не то чтобы простым, но каким-то ласковым языком; даже самые радикальные уайаттовские сочинения — вроде той же «Afilib» — обретают тут эфемерный, сказочный вид. Существует такой популярный журналистский штамп — поверять музыку погодой; так вот, я прошу прощения, но «Around Robert Wyatt» — это именно что про лето: музыка вязкая, ленивая, светлая и желанная. В каком-то смысле Ивинек со своим оркестром и Уайатт со своими коллегами занимаются тем же, чем люди из проекта Nouvelle Vague, — переигрывают на легковесный сезонный манер вещи, не вполне для того предназначенные, попутно занимаясь просветительством. С той только поправкой, что Nouvelle Vague (как лишний раз становится ясно из их новейшего, совсем отвратного альбома) — ремесленники не самого большого таланта. А Роберт Уайатт — гений.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.