npr.org, 2009
18.06.2009 | Диски
Боль — одна на всехКоманда всех звезд исполняет хорошие грустные песни
Мистическая история получилась с этим диском — потому что диска, собственно, нет. Точнее, есть, но пустой. Точнее — лучше сначала. Пару месяцев назад в разных публичных местах США появились плакаты, сулившие нечто под названием «Dark Night of the Soul». Создателями были заявлены продюсер Дэнжер Маус (см. Gnarls Barkley или прошлогодний альбом Бека) и тихий провинциальный гений Марк Линкус (он же группа Sparklehorse); участниками — Игги Поп, Фрэнк Блэк из Pixies, Сюзанна Вега и все-все-все, включая почему-то Дэвида Линча. Позже выяснилось, что это все-таки альбом; еще чуть позже — что лейбл не позволяет Дэнжеру Маусу его выпустить; в итоге в продажу поступит книга линчевских фотографий с вложенным пустым диском, на котором написано «Делайте с этим что хотите».
Все желающие сделали что хотели и без приглашения: альбом доступен в сети, и альбом отменный. В последнее время стало популярно собирать галактикос на одной пластинке, но обычно ничего путного не выходит — все начинают тянуть в разные стороны.
Здесь получилось — понадобились всего-то светлая голова и умелые руки. Голова и руки принадлежат Дэнжеру Маусу, он сделал на «Dark Night of the Soul» звук: спаянный из расстроенной акустики и дешевой электроники; рыхлый, словно вспаханный. Он обустроил для каждого отдельное пространство: Уэйн Койн из The Flaming Lips здесь как будто продолжает песню, которую когда-то голосили Джеймс, Донна и Мэдди в «Твин-Пиксе», Джулиан Касабланкас из увядших The Strokes оборачивается крунером эпохи сгоревшей аппаратуры, Дэвид Линч тоненько завывает под хонтологическое кабаре, Фрэнк Блэк хрипит тяжелый кладбищенский блюз — действительно незваным гостем тут выглядит только Игги Поп, который привычно корчит рожи в совершенно не располагающей к тому обстановке.
Впрочем, за обстановку тут отвечает другой человек: робкая мелодика, тихое самопоедание, ощущение катастрофичности бытия как повседневной неизбежности — это ведь все от Марка Линкуса, единолично составляющего группу Sparklehorse. Про Линкуса до сих пор принято было думать, что он одиночка, печальный отшельник, поющий наедине с собой; но вот Дэнжер Маус вывел его на люди — и выяснилось, что люди по большей части чувствуют примерно то же самое. В конечном счете «Dark Night of the Soul» — хороший альбом про то, что боль — одна на всех. Ну кроме Игги Попа.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.