Mr Bongo, 2009
28.05.2009 | Диски
Cносная правда про жизньТрип-хоп в исполнении великого черного певца со сложной судьбой; при участии Massive Attack
Он рос в одном дворе с Кертисом Мейфилдом. Когда учился в колледже, на переменах пел в туалете — там лучше звучал голос. В 15 лет записал главную песню к фильму Кубрика «Спартак». В 17 его звали в совместную гастроль с Мадди Уотерсом и Эттой Джеймс — он не поехал, потому что мама была против. В 62 году первый альбом Терри Каллье «The New Folk Sound» по всем признакам должен был стать лидером продаж — но продюсер внезапно сбрендил и уехал на три года в пустыню жить с индейцами, забрав с собой пленки. И так далее: он сочинял упоительные песни, он играл мало на что похожий джаз-фолк, услышанный ушами черного человека, но ему патологически не везло с карьерой — и в конце концов он все бросил, устроившись программистом в Чикагский университет.
Когда в начале 90-х британские крейт-диггеры нашли Каллье и предложили переиздать каталог, работодатели, узнав о его второй жизни, немедленно подписали приказ об увольнении.
На обложке нового, первого за пять лет диска Терри Каллье для привлечения покупателей красуется надпись «Massive Attack» — хотя это еще вопрос, кто тут кому сделал одолжение. «Hidden Conversations» — это как будто любимый семпл с «Protection», разросшийся до размеров полноценной пластинки; дивный успокоительный трип-хоп, слишком мудрый для того, чтобы быть светским (Роберт Дель Найя приложил руку только к трем трекам, но все песни выдержаны в более-менее одном тягуче-переливчатом звуке — причем сыграно все живьем). Важно даже не то, что произносит Каллье (хотя слов тут много — есть и про тех самых ребят с нашего двора, и про Джона Ли Хукера, и про хипстеров, и про кризис), а то, как. Его камерный, матовый голос струится настоящим бальзамом на душу; в нем нет надрыва и стариковской нравоучительности — только взрослая, печальная и в целом сносная правда про жизнь, которая все-таки не поезд, а именно что перрон. В принципе, «Hidden Conversations» с его утешительным фатализмом — это тот самый, когда-то порожденный альбомом «Protection» кофейный трип-хоп в его наиболее осмысленном варианте; такой, который не «создает атмосферу» (то есть, как показывает практика, служит сопровождением для приема пищи), а разряжает ее. Как-то раз, когда Каллье спросили о коммерческих перспективах одной из его пластинок, он ответил в том смысле, что все это тлен и суета по сравнению с тем, что его мама болеет, а дочь заканчивает университет; и это, конечно, не самая идейная точка зрения, но — в отношении поп-музыки конца 2000-х уж точно — одна из самых трезвых.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.