4AD, 2009
13.05.2009 | Диски
Букет к случаюКамерный инди-рок для сцены; второй альбом лучшей девушки США
На этом альбоме живут черная радуга, акварельная жена, самоубийца, тихонько беседующая сама с собой, просьба о помощи, набранная гитарной морзянкой, привидения, которым дети угрожают оружием, и резвый монолог почти в духе песни группы «Ляпис Трубецкой» «Ау».
На этой пластинке опереточные увертюры соседствуют с соник-юсовским грубым шумом, мелодии натыкаются на стены припевов, аллегро сменяется каприччиозо.
На этом диске есть три грандиозные песни («Actor Out of Work» — это с монологом; «Black Rainbow» — это про радугу; «The Bed» — это про привидений) и много таких, которые обещают долгую совместную жизнь. Нью-йоркская девушка Энни Кларк, что выступает под сакральным псевдонимом St. Vincent, кудрявая богиня с гитарой, дульцимером и голосом диснеевской принцессы, сотворила запись, состоящую из противоречий и несовпадений, — в особенности по сравнению с ее миловидным дебютом «Marry Me».
«Actor» — это внезапные по натуре и продуманные по замыслу сочинения, в которых посреди самой тихой пасторали может вспыхнуть аккорд или ударить жестяной барабан; разом барокко с его точеными линиями и модерн с его бешенством форм.
Название альбома многое проясняет — и в том, как устроены эти песни (как пьесы с единством времени и множеством действий), и в том, кто такая Энни Кларк. Она недаром пела вместе с Амандой Палмер номер из хаммерстайновского мюзикла «Карусель», она недаром сочиняла «Actor» за бесконечным просмотром старых голливудских постановок и полнометражных мультфильмов.
Она, да, именно что актриса, сама себе режиссер, она тасует образы и закручивает сюжеты; и удивленный хлопок ресниц, который был вынесен на обложку «Marry Me», тоже, по всей видимости, лишь одна из возможных личин.
Учитывая, что ровесницы Энни в большинстве своем предпочитают ритмично излагать хронику собственных будней (в одной труппе с Кларк могли бы оказаться разве что та же Аманда Палмер да — с некоторой натяжкой и в ином амплуа — Наташа Хан из Bat for Lashes), методы ее проще всего обозначить как «новая неискренность». Несколько жаль, что вынесенное в заголовок первого альбома St. Vincent предложение было понарошку; впрочем, подобранный к случаю букет все равно пригодится — не на свадьбу, так на бис.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.