Сегодня, 10 апреля, в Трубниковском переулке, дом 22, выставкой «Тайная жизнь тел» впервые заявляет о себе «Открытая галерея» куратора, искусствоведа, архитектора Натальи Тамручи. Галерея устроена в доме конца позапрошлого века, в бывших подвальных мастерских Московского союза художников. Пространственное решение галереи под стать сдержанной элегантности первой выставки. Перепланировка старых компартиментов создала удивительный сценографический эффект: в каком бы месте ты ни находился, всегда будешь наблюдать веер красивейших диагональных перспектив, везде глаз уводят вглубь проемчики, окошки, арочки. Все пространство в таинственном движении. Старинные кирпичные стены покрашены в белый цвет. Верно выставленный свет позволяет каждой работе максимально проявить себя и вступить в диалог с другими экспонатами.
Сегодня в галерее царствуют те, чьи творческие приоритеты связаны с московским романтическим концептуализмом: Елена Елагина, Игорь Макаревич, Андрей Монастырский, Ирина Нахова, группа Мишмаш, Хайм Сокол. Еще один экспонент, живущий во Франции Сергей Серп, -- выходец из школы петербуржского некрореализма (тоже версия концептуального проектирования) 1990-х.
Все работы замысловато, с аллюзиями на разные эпохи истории искусства, исследуют феномен телесности. Больше всего впечатляет, наверное, все-таки работа Натальи Тамручи: и как куратора, и как архитектора пространства, без точной режиссуры которого рафинированное искусство неочевидных, но сущностных смыслов и идей воспринималось бы с трудом.
Эстетская галерея оказалась аккуратно вписанной в новую художественную топографию почтенного юго-западного района Москвы, который в путеводителе «По Москве» (издание М. и С. Сабашниковых, 1917) назван «Дворянским». Согласно путеводителю, этот «барственный» район с «лабиринтом чистых спокойных и извилистых улиц» обнимает пространство от Кремля веером по Белому и Земляному городу, захватывая улицы Волхонку, Остоженку, Пречистенку, Знаменку, Воздвиженку, Арбат, обе Никитские, Молчановки, Поварскую. Спиридоньевскую... Тут были многочисленные родовые дворянские гнезда, а сейчас благодаря энтузиазму тех, кто хочет жить с искусством, складывается братство делающих визиты друг другу арбатских артчудаков. Которые своей деятельностью во многом наследуют барам века Просвещения и романтизма.
У Музея изобразительных искусств создание «музейского городка» еще только в планах, а у арбатских чудаков большое кольцо «неофициального» искусства уже создано.
Смотрим: прямо напротив новой «Открытой галереи» в том же Трубниковском переулке радует своими небанальными программами фонд «Эра». В районе Остоженки, напротив строящегося Дома фотографии, принимает гостей частная галерея RuArts. На Пречистенке, напротив Академии художеств, молодые радикалы только что презентовали подготовленный ими заброшенный подвал-бойлерную, судьба которой, правда, под вопросом из-за непримиримой позиции работников коммунального хозяйства. В Гагаринском переулке привечает гостей самая дружелюбная галерея Ravenscourt. У Поварской в Скарятинском переулке живет-поживает, добра наживает независимый фонд Stella Art. За Консерваторией на Большой Никитской, в Среднем Кисловском переулке, в подвале старого дома обретается галерея Веры Погодиной, где сегодня можно посмотреть выставку тонкого стилизатора античной вазописи Александра Джикии. Напротив «Консервы» сразу два важных адреса: чуть подзависший из-за кризиса, принимающий только по пятницам частный музей Игоря Маркина Art4.Ru (Хлыновский тупик, 4) и галерея Марины Гончаренко GMG (Леонтьевскйи переулок, 2а/1). А еще в Староконюшенном -- галерея А-З, на Малой Бронной -- журнал «Пинакотека» (галерея прилагается), на Волхонке -- фонд «Современный город», не говоря уж про сигналящих с противоположной от храма Христа Спасителя стороны пешеходного моста центров «АРТСтрелка» и «Красный Октябрь». И еще есть у нас адреса, по которым слышны голоса. Неофициальные. В районе дворянской Москвы. Простите, коли не упомянул. Все эти независимые прекрасно поддерживают достойные официальные институции типа Музея архитектуры, ГМИИ или Московского музея современного искусства. Гостеприимные, приглашающие участвовать в постоянной навигации по центру любимой столицы, они помогают делать нашу артжизнь «сообщительной». Очень благородно с их стороны!
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.