Parlophone/Gala Records, 2009
31.03.2009 | Диски
Нестыдная прелестьХороший альбом величайшей синтипоп-группы
Злободневная продюсерская группировка Xenomania (это с ними неудачно пытались свести дружбу Franz Ferdinand, когда записывали последний альбом), Джонни Марр и Петр Ильич Чайковский — вот краткий список подручных, к которым два красивых стареющих гомосексуалиста из Pet Shop Boys обратились при изготовлении своей десятой номерной пластинки. Первые делали звук — ладный, модный, электронный; второй периодически играет на гитаре (в частности, в «Did You See Me Coming?», что начинается как какая-нибудь важная песня The Smiths); что касается Петра Ильича — то Pet Shop Boys самым бесстыжим образом цитируют «Щелкунчика» во вступлении к «All Over the World»: им можно. «Да, это Pet Shop Boys» — безошибочно сообщает обложка (отличная, к слову); но обложке не стоит верить до конца: этот альбом вовсе не для галочки. PSB насочиняли еще неполную дюжину неотъемлемых песен про любовь, печаль и материальные ценности, и голос Нила Теннанта все так же звонок, как и 20 лет назад, и мелодические методы Криса Лоу все так же прямолинейны и эффективны — этот человек точно знает, где находятся искомые кнопки, и в который раз жмет на них в единственно верной последовательности.
Если под эти песни и нельзя танцевать, то под них и не заскучаешь — провозглашенный в классической «Being Boring» лозунг по-прежнему верен.
Pet Shop Boys на диво хорошо сохранились; в отличие от многочисленных сверстников их совершенно не надо реабилитировать и оправдывать (спонтанный опрос в музыкальном блоге «Афиши» показал, что люди с полярными ориентирами и вкусами гарантированно пасуют перед «Always on My Mind» и «Domino Dancing») — и понятно почему. Они ведь такие центристы, они никогда не уходили в крайности, не уклонялись ни в комедию, ни в трагедию; создавали не собственный образ, но подобие — подобие искусной и искусственной реальности, творением которой, в сущности, и занимается любая крупногабаритная поп-музыка; реальности, которая и по сей день не растеряла своей нестыдной прелести. Коль скоро мы тут о мальчиках из зоомагазина, уместно будет процитировать гениальный роман Виктора Шкловского «Zoo», в котором содержится самая точная характеристика ремесла Pet Shop Boys: «Это обычный прием для эротических вещей — в них отрицается ряд реальный и утверждается ряд метафорический».
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.