11.02.2009 | Анимация
Майма, которого не ждалиЕдинственный российский мультфильм, приглашенный в конкурсную программу Берлинале, едва не отказался от участия
Вчера на Берлинале в первый раз должны были показать мультфильм Инги Коржневой «Майма долгожданный», ненецкую сказку из цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот».
В конкурсе Берлина это чуть ли не единственный российский фильм, кроме него в той же программе «Поколение», где соревнуются короткометражки, есть только бурятско-монгольская игровая «Улыбка Будды». Вообще-то показ «Маймы» должен был начаться еще пятого, в первый день фестиваля, но к тому моменту фильм из России так и не пришел. И вот в чем дело.
Одно из условий Берлинале, что фильмы должны показываться на пленке, а для анимационных студий перевод на пленку картин, изначально снятых на «цифру», -- очень дорогое удовольствие, сейчас этого практически никто не делает. Обычно, как рассказывает Инга, расходы по отправке на солидные фестивали российских картин и их создателей берет на себя Госкино. Но в прошлом году, когда на конкурс в Берлин пригласили целых пять отечественных мультфильмов, четыре из которых тоже принадлежали «Горе самоцветов», руководство отечественной кинематографии на просьбу «Пилота» о помощи ответило: «Печатайте на свои, мы потом возместим». В результате фильмы оказались в Берлине, призов не взяли, хоть и имели хорошую прессу, но денег «Пилоту» потом никто не вернул. Да и режиссеры, среди которых тоже была Инга Коржнева со своей предыдущей сказкой того же цикла «Крошечка-хаврошечка», поехали в Берлин на свои. «Тогда мы еще могли себе это позволить, -- говорит Инга, -- тогда же мы все еще зарплату получали».
В июне она закончила съемки «Маймы долгожданного», в августе должна была приступить на «Пилоте» к новой работе -- дагестанской сказке о брате и сестре, входящей в последнюю порцию задуманного Александром Татарским цикла сказок народов России (из стандартного телепакета в 52 картины, по одной на каждую неделю года, снято уже 48). Однако скоро стало ясно, что никакие новые съемки в ближайшее время не начнутся. После того как весной с избранием нового президента был упразднен ФАКК и реорганизованы прежние финансовые схемы господдержки культуры, российские анимационные студии (да и не только они) совсем перестали получать от государства деньги. И не оттого, что во властных верхах было решено вовсе отказаться от поддержки культуры, а потому, что застряла разработка новых финансовых схем и документов, все отодвигая и перенося даты новых «торгов» (выделение госсредств даже на авторские проекты происходит по ненавистной Александром Татарским системе тендеров, где на любой замысел должно быть несколько претендентов).
Все студии замерли, осенью работа сохранялась только на долгосрочных полнометражных проектах, деньги на которые были выделены давно. Начались сокращения: маленькие студии совсем останавливались и закрывались, большие пустели: аниматоры с «Мельницы», выпустившей «богатырскую трилогию», ходили по Петербургу в поисках работы, режиссеры «Пилота» (в том числе Сергей Меринов, чей дебютный фильм «Куйгорож» в прошлом году тоже ездил в Берлин) заканчивали свои картины без зарплаты.
Дольше всех держалась самая успешная отечественная мультстудия «Петербург», выпускающая сериал «Смешарики». Как рассказывает ее худрук Анатолий Прохоров, в обычной ситуации они, затянув пояса, могли бы и вовсе обойтись без господдержки, проедая деньги, которые получают от своего книжного производства и главным образом от игрушек. Но кризис накрыл всех, торговцы игрушками сказали, что раньше весны денег вернуть не смогут, хоть в суд подавай, и с ноября у «Смешариков» тоже начались сокращения и задержки зарплаты.
К зиме вконец потерявшие надежду на помощь государства продюсеры «Пилота» сделали последний шаг: стали освобождать комнаты от столов аниматоров и готовить помещение студии к сдаче в аренду. О том, что они возьмут на себя печать кинокопии «Маймы долгожданного», и речи быть не могло. Новый худрук студии Эдуард Назаров обивал начальственные пороги, пускал в ход все свои связи и обаяние, и за пару недель до открытия Берлинале министерство культуры наконец согласилось оплатить печать пленки. Разумеется, к сроку успеть уже было невозможно, но организаторы фестиваля согласились пойти навстречу бедным русским и сдвинуть показ.
Инга Коржнева, которую знают буквально все российские зрители если не как режиссера, то как художника-постановщика роликов про пивовара Ивана Таранова, на фестиваль так и не поехала. Так что если теперь ей и дадут награду, то на сцену Берлинале выйти за ней будет некому.
Спрашиваю Ингу: «Ну и что теперь?» «Не знаю, -- отвечает она. -- Я с лета в бессрочном неоплачиваемом отпуске, бегаю по подработкам, хотя их теперь можно найти совсем мало. Многие режиссеры с «Пилота» уже устроились кто куда, а мне совсем уходить не хотелось бы, в плане ведь стоит мой фильм, вдруг его еще удастся запустить. Хотя теперь вряд ли это возможно: комнаты, где работали аниматоры рисованных фильмов, освобождены под аренду, нам теперь даже сесть негде».
Руководители студий тоже настроены пессимистично: «Пока тендер в который раз отодвинули с января на март, -- говорит Александр Герасимов, продюсер кинокомпании «Мастер-Фильм» и директор главного российского анимационного фестиваля, -- но не факт, что он состоится. Перед Новым годом был создан новый правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, который возглавил Путин. И, судя по всему, системы тендеров теперь не будет. Но новая схема финансирования тоже пока не разработана, никаких нормативных документов нет, и бог знает сколько пройдет времени, прежде чем они появятся».
Так что поедут ли какие-нибудь российские мультфильмы в следующем году на Берлинале, где фильмы «Пилота» уже четыре года представляли отечественную анимацию, предположить невозможно -- выбор невелик. Но программы российских анимационных фестивалей начиная со следующего года заполнять будет явно нечем. А в 2011-м, если так пойдет, все мировые фестивали пройдут без русского кино.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.