V2, 2008
31.10.2008 | Диски
Кролики в даль бегут…Они всю дорогу не совпадали со временем
Великая посторонняя группа из Америки переключилась с помпезной пасторальной психоделики на электронные пульсации и клавишную капель. Великая — потому что за почти два десятка лет жизни у Mercury Rev случались грандиозные пластинки; в качестве общепринятого шедевра стоит назвать «Deserter’s Song», я бы добавил еще «All Is Dream» и самый первый их альбом «Yerself Is Steam». Посторонняя — потому что они всю дорогу существовали как бы на птичьих правах, не совпадали со временем.
В пору, когда вокруг царил гранж, обрамляли неуравновешенную психоделику флейтами; в конце девяностых стали играть возвышенный сельский арт-рок — и так и не обзавелись ни соперниками, ни последователями.
Судьбу этой группы хорошо характеризует тот факт, что в самых первых гастролях их, не разобравшись, поставили разогревать Боба Дилана. Вот и «Snowflake Midnight» — широкий шаг в сторону для Mercury Rev, маленький шажок для человечества. Вместо эпических оркестровок — разливанная патока эмбиента, мягко стелющая сладостному фальцету Джонатана Донахью, кислотный бас, узорчатая ритмическая сетка; мечтательный электропоп о бренности всего сущего. Можно было бы сказать, что рок-группа открывает для себя возможности клавиш — кабы эта тропа не была вдоволь проторена Radiohead и их эпигонами.
Сдается мне, для Mercury Rev важнее пространство, а не время. Они живут в холмистом регионе Кетскиллз — пересеченной местности на северо-западе штата Нью-Йорк; они записываются там же, и их пасторали и песни-сновидения, кажется, имеют в виду вполне конкретную натуру (неслучайно же второй главный человек в группе носит прозвище Кузнечик).
Mercury Rev умеют стучаться в двери травы — и умеют выразить в звуке ощущение полета, возникающее, когда наблюдаешь перед собой бескрайний, картинно живущий пейзаж.
Зыбучие ноты «Snowflake Midnight» порой засасывают, но несколько песен, в которых это самое ощущение растительного восторга выражено в полной мере, здесь есть — «People Are So Unpredictable», «Faraway from Cars» и вещь номер семь, сообщающая обо всем одним названием: «Dream of a Young Girl As a Flower». Если учесть, что на обложке «Snowflake Midnight» изображен лопоухий мохнатый зверь, точнее всего пафос альбома описал Егор Летов: кролики в даль бегут, лапками в небо бьют.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.