Universal, 2008
31.07.2008 | Диски
Что-то не так«The Greatest Hits» — это прежде всего очень нагло и очень смешно
Первый канал, Москва для москвичей, русский шансон, скинхеды, движение «Наши», органы правопорядка — вот неполный перечень тем, которые затрагивает на своем первом альбоме уроженец города Смоленска Нойз MC; и будьте уверены — на орехи достанется всем.
Иван Алексеев, бывший обитатель общаги РГГУ, дававший концерты на Арбате, сделал пластинку, абсолютно соответствующую своему амбициозному названию: сто пудов хитов для всех категорий населения. По музыке — это хип-хоп в самой доходной его вариации, с певучими припевами и куплетами, с ясными мелодиями и жесткой гитарной поддержкой; по текстам — бесцеремонные и остроумные монологи обо всем, что движется, шевелится и мешает жить.
Виртуоз фристайла, Нойз сочиняет не столько удачно, сколько споро: здесь не так много находчивых каламбуров, но умением укладывать в ритм жизненные наблюдения (равно как и умением наблюдать жизнь) и порождать афоризмы Алексеев владеет великолепно. Смелая, расчетливая и очень своевременная запись: вместо традиционного для русского рэпа нытья у Нойза — конструктивная злость и едкий черный юмор; вместо заимствованных битов — семплы из Чижа и четыре верных электрических аккорда. «The Greatest Hits» — это прежде всего очень нагло и очень смешно: когда Нойз поет о том, как пацан к успеху шел («Я меркантильный жлоб»); когда пародирует R’n’B; когда хамит милиционерам; когда подбирает 20 рифм к слову «палево» кряду. Бесхитростная социальная критика в духе застольных бесед в пивбаре «Кружка» работает именно потому, что оформлена в стилистике Comedy Club; собственная риторика служит Нойзу поводом для издевки (справедливости ради, здесь есть и несколько абсолютно серьезных вещей про любовь и другие неприятности, тоже довольно мощных). Сильная вещь, очень заразительная к тому же, — во всяком случае я помимо своей воли слушаю этот диск уже вторую неделю.
Мне немного странно писать рецензию на эту пластинку. И даже не потому, что четыре года назад тот же человек, что сейчас играет главную роль в бесстыжем ремейке фильма «Розыгрыш», стучал по ночам в дверь моей комнаты в общежитии, чтобы залить в интернет какие-то файлы для виртуальных рэп-битв.
Нет, просто Нойз МС — из тех героев, которые должны собирать дворцы спорта, которых должны бесперебойно показывать по телевизору и которых, по-честному говоря, журнал «Афиша» обычно скромно игнорирует. И если этого до сих пор не произошло — это лишнее доказательство, что с российским шоу-бизнесом что-то не так.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.