Союз, 2008
29.07.2008 | Диски
Мажор с легкой рукиНа альбоме «8» Лагутенко с группой следует собственному завету 20-летней давности: «Будь мной, всецело всем»
«Поп забыт, рок не выжил», — поет Илья Лагутенко в самом конце нового альбома «Мумий Тролля». В начале его гитарист Цалер запускает ракету в космос напыщенным гитарным запилом в худших традициях Queen. Между двумя крайностями — двойная пластинка со всеми остановками: летние побасенки, боевики с превышением скорости, развлекательный попс, знойные любовные трели, слезоточивые медляки; метель, весна, крадущиеся трепанги.
На альбоме «8» (где название означает равно бесконечность и проценты годовых в гонконгских банках) Лагутенко с группой следует собственному завету 20-летней давности: «Будь мной, всецело всем».
По большому счету это логичное продолжение прошлогодней «Амбы» — стадионный рок на отдыхе, мажор с легкой руки. Продолжение, впрочем, с апдейтами и бонусами (прошу прощения за лексикон — материал под девизом «Блин, бьен, са ва» располагает). Лагутенко внимательно слушал новую малобюджетную электронику — и здесь все время что-то хрустит и дребезжит на заднем фоне; то и дело возникают шероховатые звуки одноголосого синтезатора; песни зачастую развиваются нелинейно, вьются спиралью, движутся по синусоиде. «Мумий Тролль» образца 2008-го играет скупо и безошибочно, и становится яснее распределение ролей — гитарист Цалер тут зачастую выступает как местный Джонни Марр (никчемная вещица «Метель» вся оправдана одним его проигрышем в куплете). Лагутенко едва ли не впервые поет о старении (средний возраст «МТ» уже за 40) — и как: здесь в первой же песне упоминается афродизиак, здесь есть совершенно душераздирающая вещь «Молодость» с всхлипом «нет больше сил ублажать».
Это, конечно, не грустная пластинка — скорее реалистичная: у Лагутенко очень разумные и гармоничные взгляды на жизнь. «Мумий Тролль» вообще в последние годы занимается тем, что переводит в лирику терминологию и дух эпохи нефтяной стабильности; вот и «8» — своего рода изящное напоминание, что у слова «тендер» есть еще и ласковое английское значение.
«8» — мгновенный снимок людей, по-прежнему способных выдать обезоруживающую чеширскую улыбку (см. «Весна» или те же «Контрабанды»), сказать несколько важных слов о любви (см. «Лазурно-бирюзовые», «Фантастика» или «Мамы дочерей») и в двух словах описать состояние умов (см. «Проспали»). Снимок простой и понятный, не без неизбежных изъянов (два диска — все-таки чересчур, и без полудюжины песен легко можно было обойтись). Снимок, вызывающий то самое неблагородное, но полезное чувство, которое первоначально должно было дать альбому название. Зависть.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.