Big Dada, 2008
22.06.2008 | Диски
Как бабахнет!Остроумная музыка, осведомленная о правилах рэпа и руководствующаяся только исключениями
«Слушай сюда! Если ты обнаружишь эту пластинку в магазине в разделе «Джаз», немедленно ступай на кассу и скажи: «Переставьте диск! Это не джаз, это хип-хоп!» Понятненько?» На альбоме «Morgan Freeman’s Psychedelic Semen» очень много смешного, но к этой — одной из финальных — тираде стоит отнестись со всей серьезностью: на месте продавцов я бы и правда задумался, куда определить этот диск.
Пластинку «Психоделическое семя Моргана Фримена» записал странный альянс. Под прозвищем Infinite Livez скрывается афробританский деятель потешного рэпа Винни Тефлиц, бывший рисовальщик комиксов и дизайнер компьютерных игр, чья первая сольная пластинка была посвящена непристойным приключениям однорукого медвежонка-перчатки. Stade — швейцарский дуэт, занимающийся электроакустической импровизацией.
Их объединение — все равно как если бы, например, рэпер Гуф сотворил что-нибудь вместе с группой «Зга»; иными словами, практически оксюморон, сплав лондонских урбанистических ритмов и европейского шумового авангарда.
Получается форменная — но отнюдь не бессмысленная — дичь. Пожалуй, хип-хоп, только какой-то хромоногий, постоянно спотыкающийся — басовитые наговоры Тефлица то и дело тонут в топком нойзе. Отчасти галлюциногенный соул, особенно когда вступает певица ганского происхождения Джой Фремпонг. Где-то — переведенный на звукопись комический хоррор: крякающие закадровые голоса, зловещий лягушачий смех, шпионские клавишные. Среди прочего — почти песни (смотри деформированное электро «Man Machine» или заторможенный гипнотический даб «Clapped Out Datsun»).
В целом — остроумная музыка, осведомленная о правилах рэпа и руководствующаяся только исключениями, последовательно ломающая собственный хребет.
Велик соблазн провозгласить «Morgan Freeman’s Psychedelic Semen» эскизом будущего хип-хопа, но это, конечно, не так — куда больше эта запись смахивает на опыт в школьной лаборатории: бабахнет ли, если смешать зеленую жидкость с серым порошком? В общем, бабахнет. В случае Infinite Livez vs. Stade название выпускающего лейбла (Big Dada — контора, сделавшая себе имя на разнообразном передовом хип-хопе) надо трактовать буквально: дадаизм как он есть.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.