Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.02.2008 | Кино

Самые главные боссы

10 лучших фильмов 2007 года

Традиционный для новогоднего номера субъективный список лучших фильмов года от кинообозревателя «Русского Newsweek» нуждается на сей раз в комментариях. Хотя некоторые ругаются, будто киносезон был плохим, список хотелось бы расширить. Значит, не такой плохой сезон. С сожалением, мы исключили «Королеву» и «Письма с Иводзимы», хотя они не попали и в нашу топ-десятку 2006-го, поскольку появились в Европе и России только весной. Оба фильма были активными участниками прошлых премиальных гонок (в том числе «оскаровской») - и чего же нам теперь ударяться в воспоминания? На 10-е место мы поставили сразу два фильма, поскольку при всей непохожести они не близнецы, но братья. Другие (не вошедшие в топ-10) фавориты автора этих строк: «Зодиак», «Параноид-парк», «Типа крутые легавые», «Призраки Гойи», «Любовь и другие катастрофы», «Кремень». С тем и к делу.


10. «АНГЕЛ»

Великобритания–Бельгия–Франция, режиссер Франсуа Озон

«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СМЕРТИ»

США, режиссер Квентин Тарантино

Что это. Соответственно, истории модной сочинительницы дамских романов, пережившей и славу, и забытье, и - в другом случае - маньяка, который вдруг оказался объектом охоты со стороны своих жертв.

Плюсы. Оба фильма - омаж (дань уважения) кинодевушкам. Оба подтверждают истину, что наиболее яростные феминистские картины снимают мужчины - вспомним «Тельму и Луизу» Ридли Скотта. Конечно, Озона и Тарантино и прежде можно было считать родственниками. Оба любят постмодернистски взаимодействовать с массовыми жанрами. Оба любят героев, которые ведут себя как типичные персонажи масскульта. Вместе с тем Озон оставался антиподом Тарантино. Любимый источник вдохновения для Тарантино - жанры мужские, чтиво криминальное. А для Озона - чтиво женское. Кроме того, Озон в отличие от Тарантино серьезно относится к теме смерти. Можно ли было предугадать, что вышедшие параллельно «Доказательство смерти» и «Ангел» окажутся идеологическим твин пиксом - равновеликими вершинами одной киногоры? Что оба фильма выступят во славу женщины, заявив, что именно она - истинный герой массовой культуры?

Резонанс. «Ангел» стал гвоздем «Берлинале-2007», но не получил ни одного «медведя», поскольку Берлин политизирован. «Доказательство» мировая пресса приняла кисловато. Зато на главном киносайте www.imdb.com проект «Грайндхаус», объединивший фильм Тарантино с «Планетой страха» Роберта Родригеса, удостоен (на сей момент) 169-го места в топ-250 лучших фильмов всех времен.


9. «ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННУЮ»

США, режиссер Джули Теймор

Что это. Мюзикл, в котором герои изъясняются песнями «Битлз». Понятно, что раз «Битлз», то фильм про 1960-е - портрет времени и поколения: хиппи, контркультура, конфликт отцов и детей, Вьетнам etc.

Плюсы. Странно, что никому прежде до режиссера Джули Теймор (которая в начале 2000-х прославилась «Фридой») не пришло в голову сделать современный мюзикл на хиты «Битлз». Песни ливерпульской четверки перепеты аккуратно и с любовью. Отсебятины достаточно. Let it Be, например, стилизована под спиричуэл - запевает толстая негритянка с невероятным голосиной. Но где у «Битлз» звучит второй голос - и тут возникает второй. Где у «Битлз» меланхолическая гитара - в фильме тоже гитара. Уважение к первоисточнику наиполнейшее.

Резонанс. Наши прокатчики решились выпустить фильм лишь в одной копии (хотя он голливудский), теперь кусают локти - лом тот еще.


8. «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ»

Франция–Польша–США, режиссер Дэвид Линч

Что это. Классически запутанный фильм Линча, в котором знаменитая актриса получает роль в голливудской мелодраме, но вскоре начинает ощущать себя то прежней исполнительницей роли (которую загадочно убили), то своим персонажем, то польской эмигранткой, то и вовсе бомжихой города Лодзь.

Плюсы. Резонно трактовать фильм по тем же принципам, что и линчевые «Шоссе в никуда» и «Малхолланд драйв». Все, что выглядит в нем наиболее реалистичным, - это вранье, фантазии героини. А в действительности она, как, Ленин, в Польше. Либо в Лос-Анджелесе, куда сумела перебраться с польского дна, но угодила на такое же дно, где и погрузилась в несбыточные мечты о богатстве, славе, счастье. Сюжеты о раздвоенном сознании Линч обожал всегда.

Резонанс. В России фильм обрел славу культового.


7. «ВРЕМЕНА ГОДА»

Турция–Франция, режиссер Нури Бильге Джейлан

Что это. Любовный кризис в трех главках. Первая после «Отчуждения» (Гран-при Канна) работа Джейлана, имеющего славу «турецкого Антониони и Тарковского».

Плюсы. Фильм изумляет ловушками-придумками и психологической филигранностью: об истории отношений случайно встретившихся персонажей догадываешься с полувзгляда. Всякого, кто считает Турцию мусульманской страной, удивит уже то, что герои (а они тут интеллектуалы) выглядят и ведут себя как раскованные европейцы. Подробная, комическая, но жесткая любовная сцена скандальна по меркам даже не восточного, а западного кино. «Времена года» - еще один в нашем списке антимужской фильм. Он о том, что женщина всегда ошибается, когда верит, будто мужчина к ней возвращается. Мужчина же просто любит иногда попечалиться по прежним возлюбленным, пощипать старые чувства, взрыдать на плече - и, отностальгировав, слинять окончательно. Спросите меня: какой фильм достоин звания «Мужчины и женщины» 2000-х? Этот.

Резонанс. Ряд призов, в том числе ФИПРЕССИ в Канне-2006. В культурный обиход (и в наш предельно ограниченный прокат) фильм, однако, попал недавно.


6. «САМЫЙ ГЛАВНЫЙ БОСС»

Дания–Швеция и др. евространы, режиссер Ларс фон Триер

Что это. Комедия про владельца карликовой, но рентабельной компании, который измышляет для сотрудников-друзей «самого главного», якобы обитающего в Америке босса, от лица которого принимает непопулярные решения. Собираясь продать компанию в ущерб всем, но с выгодой для себя, он вынужден предъявить этого главного босса, на роль которого нанимает безработного актера.

Плюсы. Комизм настроил против фильма некоторых из верных поклонников датского мэтра. Те решили, будто «Босс» - передышка (перед съемками третьей - после «Догвиля» и «Мандерлея» - части трилогии U. S. A.). Но фильм не столь шуточен, как кажется. Уже потому, что он на универсальную для XXI в. тему: кому выгодно такое дрессирующее штатных сотрудников понятие, как корпоративный дух? Понятно кому: начальству. Кроме того, самый главный босс - еще и символ Господа Бога. Поэтому и съемки фильма фон Триер доверил как бы Господу - он сознательно отказался от оператора, отдав сцены во власть компьютера. Железный разум по неким своим компьютерным соображениям выбирал ракурс съемки и уровень записи звука. Не удивляйтесь, что в некоторых эпизодах у персонажа то полголовы отрезано, то полтуловища, - это компьютер, то бишь руководящий им Господь так распорядился.

Резонанс. См. выше.


5. «ЖИЗНЬ ДРУГИХ»

Германия, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Что это. Про революцию чувств. Незадолго до никем не предвиденной перестройки ей поддался капитан «Штази» - восточногерманского КГБ, получивший задание подслушивать разговоры известного писателя и его гражданской жены-актрисы: двух потенциальных диссидентов.

Плюсы. Сильнее всего изумляет, что картина отнюдь не политическая и даже не историческая. Это мелодрама, что и придает ей удивительную привлекательность. Но жанр можно определить и как драматический триллер. Дело ведь не в том (как иногда пишут), что, подслушивая и подглядывая, капитан гэдээровского гестапо начал проникаться свободолюбивыми идеями и принял сторону бывших врагов. Дело в том, что у него не было собственной жизни. И в итоге он настолько увлекся интересной жизнью других, что она стала его личной.

Резонанс. Самая титулованная евролента 2006-го, тоже пришедшая к европублике лишь в 2007-м, Среди наград: «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм, «еврооскары» за лучшую картину года, лучшую мужскую роль, лучший сценарий и т. д. Высочайший №59 в best-списке всех времен на www.imdb.com.


4. «ГРУЗ 200»

Россия, режиссер Алексей Балабанов

Что это. Про маньяка в милицейском чине.

Плюсы. Понятно, что фильм многих шокировал, кому-то показался оскорбительным по отношению к советскому прошлому (более жесткого фильма по отношению к нему не бывало). Но я уверен, что он приоткрыл в нашем обществе мрачные секреты, в наличии которых общество никогда бы иначе себе не призналось. Растолкуйте мне, пожалуйста (особенно те, кто склонен объяснять жестокость нравов тлетворным влиянием безнравственного кинематографа), почему именно СССР, где кино было высокоморальным, стал родиной самых сумасшедших, кровавых и безжалостных маньяков-выродков - Чикатило даже не первый из них. Их ведь десятки, и за многими не по одному десятку трупов. А в Англии все еще ужасаются деяниям Джека-потрошителя, более века назад убившего, кажется, шестерых.

Резонанс. Приз Гильдии кинокритиков России на фестивале «Кинотавр», вызвавший при этом раскол в гильдии. Самый обсуждаемый фильм года на сайте www.runewsweek.ru.


3. «ЧЕРНАЯ КНИГА»

Нидерланды и др. евространы, режиссер Пауль Верхувен

Что это. Героиня-еврейка, потерявшая семью во время фашистской оккупации Нидерландов, примыкает к Сопротивлению, перекрашивая себя (даже в самых интимных местах) под блондинку-голландку.

Плюсы. 68-летний мэтр Голливуда Верхувен, вернувшись в родные осины-каналы, сделал фильм, к которому в равной степени подходят определения «хорошее кино», синефильское и провокативное. Он покусился на две святая святых современной европейской цивилизации: тему Сопротивления фашистской оккупации и тему Холокоста. По фильму выходит так, что главными антисемитами были не фашисты, а свои - местные. Которые стали особенно омерзительными, когда дорвались до хлеба, зрелищ и власти после того, как страна была освобождена союзниками. Ужасные на лицо и тело голландские тетки, а с ними пьяницы и проститутки измываются над нормальными, случайно угодившими в «коллаборационисты» людьми, как не измывались охранники в концлагерях. Смысл фильма, похоже, в том, что историю (на сей раз послевоенную) в который раз написали победители, соврав по поводу всего, что портило их образ.

Резонанс. Ряд наград в Нидерландах и Великобритании. Высокий рейтинг на www.imdb.com.


2. «ПОРОК НА ЭКСПОРТ»

Великобритания–Канада–США, режиссер Дэвид Кроненберг

Что это. Про русскую мафию в Лондоне. Не какую-то подмосковную шушеру, метнувшуюся на Запад в криминальные 90-е, а о настоящих «ворах в законе» и интригах внутри их лондонского отделения.

Плюсы. Кроненберг выполнил культурологическую задачу. Он первым совершил серьезное типологическое исследование русской мафии за рубежом. И тем самым вольно или невольно ее мифологизировал, наконец-то поставив в ряд с уже давно мифологизированными коза ностра, якудза, триадами. Похоже, он знает ситуацию с русской мафией на Западе лучше, чем наши политики. Кроме того, Кроненберг продолжил в «Пороке на экспорт» свою любимую тему - исследование мутаций. Этот фильм - о мутации криминального мира. О том, как восточноевропейский воровской мир мутирует в западных обстоятельствах. Сцена битвы голого Вигго Мортенсена с двумя одетыми в кожу кавказцами, которые пришли резать его в баню (героя Мортенсена подставили, выдав за другого), может войти в ряд классических.

Резонанс. Главный приз - зрительских симпатий - на североамериканском фестивале №1 в Торонто, обычно гарантирующий путь к «Оскарам».


1. «4 МЕСЯЦА, 3 НЕДЕЛИ И 2 ДНЯ»

Румыния, режиссер Кристиан Мунджиу

Что это. Подпольный аборт в Румынии1987-го, незадолго до падения режима Чаушеску, дававшего за аборты большие сроки.

Плюсы. Как и «Жизнь других» (которая тоже об экзотике нарушения закона в коммунистических странах) «4 месяца» - картина не политическая. И даже не слишком историческая. Ни портретов Чаушеску, ни разоблачений режима. Это фильм про психологию людей, поставленных временем и обществом в предлагаемые обстоятельства. «4 месяца», как никакой другой фильм, позволяет понять, какое именно кино востребовано сегодня Европой. Фильм должен быть честным: никакого вранья, никакой закадровой музыки, впечатление, будто подсматриваешь за реальностью. В деталях не должно быть ни малейшей приблизительности. Лучше натурализм, чем условность. И фильм должен быть умным. Умность тут в том, что не сразу понимаешь: истинная жертва ситуации не та, что делает аборт, а ее подруга. Ее не посадят, нет. Но жизнь ее сломана навсегда.

Резонанс. Фильм-триумфатор Канна-2007. Обладатель двух главных призов Еврокиноакадемии (за лучший фильм года и лучшую режиссуру). «Франс-пресс» пророчит, что именно этот фильм получит 24 февраля 2008-го «Оскара» за лучшую неанглоязычную картину.



Источник: "Русский Newsweek", дек 2007 - янв 2008 № 52 (176),








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.