Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.10.2007 | Арт

Сила статики

Барышникова пронзили стрелами, Вайнону Райдер закопали — в Москве покажут видеопортреты Роберта Уилсона

Считается, что хороший оратор говорит негромко, заставляя аудиторию напряженно слушать. Так и основоположник минимализма в театре Роберт Уилсон требует от актеров предельной сдержанности. Впечатленный встречей с наполовину парализованным танцором, который продолжал «танцевать» оставшимися подвижными пальцами рук на своих коленях, он понял, что актер, форсирующий эмоции, обесценивает их. В спектаклях Уилсона скупая пластика исполнителей превращает малейшее движение в событие планетарного масштаба. Скульптурность придает его актерам значительность, ведь если статуя вдруг заговорит или пошевелится, это будет подобно чуду. Так однажды он сам минут двадцать сидел молча перед своей труппой, немало ее испугав, затем стал медленно подниматься и делал это еще минут пятнадцать. Смотрящие увидели не бытовое действие, но целый процесс эволюции человека.

В 25 портретах из серии VOOM, которые покажут в Москве, воплощены театральные идеи Уилсона. Серия названа по имени компании, производящей видеотехнику высокого разрешения: без специальных носителей и камер невозможно было бы передать мастерство Уилсона в обращении со светом и деталями, добиться того же качества, что в классической живописи.

На выставке зрители увидят вертикальные видеоэкраны, где портретируемые изображены в реальном масштабе — 1:1. Изначально работы были сделаны для нового телевизионного канала, транслирующего видеоарт. Эти почти неподвижные картины должны были изменить восприятие зрителем ТВ-картинки. Как в театре Уилсон отказался от повествовательности, так и здесь он останавливал бурный поток малозначительной информации с экрана, превратив телевизор в подобие камина или окна, а сам процесс просмотра — в подобие медитации, медленных глубоких размышлений.

Естественно, на обычных картинах фигуры не двигаются. В видеопортретах есть возможность использовать для более яркой характеристики личности активную жестикуляцию и мимику — однако Уилсон все-таки сохраняет неподвижность позы портретируемого. Работает только внутренний мир, внешняя суета исчезает.

Актриса Жанна Моро в образе Марии Стюарт стоит не так, как мы на остановке в ожидании трамвая: это прощание перед казнью. Танцовщик Михаил Барышников в образе Св. Себастьяна — здесь движутся лишь стрелы, сам он замер, покорно принимая удары судьбы.

Даже шутливый портрет Брэда Питта воспринимается символически, как дуэль со стихией: актер в шортах и носках стоит на улице под проливным дождем, а когда ливень заканчивается, он стреляет из водяного пистолета. Вайнона Райдер изображает героиню пьесы Сэмюэля Беккета «Счастливые дни». Закопанная по шею в землю, она в течение суток снималась безмолвно. Единственное движение в кадре — незаметная при беглом взгляде на видеокартину перемена солнечного света в течение дня. Сама же пьеса разыграна ею молча, как внутренний монолог. Это скрытое кипение дамских страстей сделало гору чернозема, увенчанную кукольной головкой в шляпе с красными перьями, похожей на извержение вулкана, поставленное на стоп-кадр, а вещи героини — раскрытая сумочка, зубная щетка и пистолет, лежащие на склоне горы, — стали напоминать капли лавы.

Сочетание внешнего ледяного спокойствия и внутреннего пламени в этих портретах обжигает. А свободное превращение звезд современности в исторических и литературных героев подразумевает, что каждый человек, оказавшись лицом к лицу с трагическими обстоятельствами, делает свой выбор и… становится частью истории.

 



Источник: "Ведомости. Пятница", 28.09.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.