2 июня, 23:45
01.06.2007 | Музыка
Избыточность и мнительностьЭкспериментальная электроника симфонического толка
В новейших треках проекта Apparat звенят металлические молоточки, клавиши выводят простые мягкотелые мелодии, что-то бормочет плакучий голос. Порой возникает струнная секция и играет нечто изящно-горестное — вот кому из электронщиков, наверное, следовало бы выступать с оркестром (как это делала недавно в Москве Мира Каликс).
Сооснователь лейбла Shitkatapult, добрый друг Эллен Аллиен, участник могучей кучки берлинских электронных деятелей Саша Ринг (Apparat — это он и есть) в начале 2000-х изготавливал сентиментальный глитч, теперь же увлекся музыкой куда более куртуазной и зрелищной.
К своим чувственным электронным выкрутасам Ринг добавил разнообразные акустические украшения, написал певучих мелодий, позвал вокалиста — получились неоконченные пьесы для механического пианино; тут и названия у треков соответствующие: «Птицы», «Аркадия», «Свет рампы» — лексикон почти что Р.Виктюка. Ход, в общем, понятный и многократно испробованный, существует по такому случаю и избитый набор формулировок — мол, электронный звук оживает, теплеет, и прочая лабуда, — но я вынужден признать, что мозаичные элегии Apparat цепляют, и цепляют сильно (особенно в случае свежайшего альбома «Walls», к выходу которого отчасти и приурочен концерт в Москве).
Дело, видимо, в том, что нынешняя продукция Ринга — это уже не столько кропотливый саунд-дизайн, сколько пристойно сочиненные песни, ближе к The Notwist или к каким-нибудь Telefon Tel Aviv, чем к родному для артиста берлинскому техно-кружку.
Или в том, как у Apparat сочетаются избыточность и мнительность: все-таки это не про постановочные телячьи нежности, но скорее про теорию и практику малых дел.
Стоит, впрочем, оговориться: в Москву Ринг едет без ансамбля, с одним лэптопом; концерты он вроде бы предпочитает играть побойчее, с прицелом на танцпол. С другой стороны, кто его знает — вдруг споет? Говорят, может.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.