19-21 апреля
19.04.2007 | Концерт
Писк, шорох, свист и скрежет2H Company, лучшая русская хип-хоп-группа, выступит на фестивале "Абракадабра"
Проходящий в три дня фестиваль электронной музыки соберет в Экспоцентре и в большом зале кинотеатра «35ММ» разношерстную музыкальную компанию. Отечественную сцену будут представлять, среди прочих, питерские деятели 2H Company и лиричный минимал-музыкант Mujuice. Из зарубежных гостей выделяется формальный хедлайнер фестиваля бристолец Дэдди Джи — один из двух нынешних участников Massive Attack. …
Cyclo
Многопрофильный деятель искусств Карстен Николаи одновременно занимается арт-проектами (в частности, на последней Московской биеннале выставлялась его инсталляция с искусственными снежинками) и руководит влиятельным немецким лейблом Raster-Noton, специализирующимся на микроэлектронике. Более всего известен совместный проект Николаи (под именем Альва Ното) с Рюичи Сакамото, на «Абракадабру» же он едет в дуэте с другим японцем — изготовителем строгого минималистского эмбиента Риодзи Икедой. Музыка их совместного проекта Cyclo — преимущественно резкий высокочастотный глитч, украшенный писками, поскрипываниями и прочими дигитальными отходами; разреженные треки, богатая внутренняя жизнь которых обеспечивается самыми скупыми средствами. Сет Cyclo будет сопровождаться видеорядом от того же Карстена Николаи.
Студия новой музыки
По стопам Лондонского симфонического оркестра, недавно отыгравшего в Москве похожую программу, отечественный камерный ансамбль исполняет новейшие сочинения современных российских композиторов, академического авангардиста Эдгара Вареза, а также перелагает на партитуры классику IDM — Афекса Твина, Boards of Canada и прочих.
Ким и Буран
Названный в честь мультфильма «Тайна третьей планеты» лаунж-проект Славы Завьялова, в конце концов превратившийся в настоящую группу. То, что играют «Ким и Буран», условно зовется space age pop — это как если бы группа Zofka каждым своим звуком ностальгировала по советскому прошлому, где любой ребенок мечтал стать космонавтом.
Лазарь
Диджей Лазарь — внушительных размеров мужчина, ходит обычно в спортивной форме и помимо прочего является обладателем обширной коллекции пластинок. Его диджей-сет — уникальная возможность услышать последние жемчужины этой коллекции, скажем, невесть где отрытый японский психоделический рок и доисторический фанк.
РАСПИСАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ
19 апреля,
35ММ (Большой зал) (20-00).
Cyclo (Япония - Германия), "Студия новой музыки".
20 апреля,
Экспоцентр (22-00).
Venetian Snares (Канада), Ceephax Acid Crew (Великобритания), Поул (Германия), O.M.F.O. (Нидерланды), Solar X (Великобритания - Россия), Mujuice, Gromov, "Ким и Буран", Flammable Beats, Cosinus-2, PSGR Zemli, Андрей Смирнов, DJs Лазарь, Рассказов, VJ Eps.
21 апреля,
35ММ (Большой зал) (16-00).
Зина Паркинс (США) и Икуэ Мори (Япония), Fusedmarc (Литва), оркестр лэптопов Андрея Смирнова.
Экспоцентр (22-00).
Дэдди Джи, DJ Куин Би (все - Великобриатния), Бум Бип (США), Заволока (Украина), 2H Company, Atarix, Easy Changes, Math Geek, Андрей Смирнов, DJs Spikehead, S Peres, Японец, VJs Амеба (Великобритания), Зден (Чехия), Eps.
Поул
11 лет назад немец Штефан Бетке уронил свой любимый аналоговый синтезатор фирмы Waldorf, после чего тот сломался и стал звучать совсем по-новому — что музыкант не преминул использовать, взяв себе псевдоним Pole. Достояние лейбла ~scape, Бетке известен как один из наиболее существенных представителей жанра электродаб: насыщенные эхом и отзвуками треки практически метеорологического толка, такие передвижения воздушных масс. Последняя пластинка Бетке «Steingarten» — это уже своего рода абстрактный фанк, замысловатые движения электронного баса на фоне привычного для Поула шороха и скрежета. Очевидно, именно новый материал Бетке будет играть на «Абракадабре».
Рассказов
Илья Рассказов — 27-летний диджей, музыкант и промоутер, половина объединения Heads FM, на постоянной основе делающего вечеринки в клубе «Культ». В своих сетах Рассказов с легкостью совмещает ломаные ритмы хип-хопа, фьючер-джаз и детройтское техно.
Ceephax Acid Crew
Энди, младший брат Тома Дженкинсона (того самого, который назвался Squarepusher и стал одним из ключевых артистов лейбла Warp), выбрал себе забавно звучащий для всякого, кто играл в школе в догонялки с грязной тряпкой, псевдоним Ceephax и исполняет беззлобный драм-н-бейс и эйсид-хаус с мелодичными клавишными переливами.
Cosinus-2
Дмитрий Вихорнов в конце 90-х был участником воронежской группы Pork Roll и даже получил за нее премию «Золотой Птюч» 98-го года, потом музыку бросил и ушел в бизнес. Теперь он бросил бизнес и снова сочиняет музыку. Cosinus-2 — всего лишь один из множества одноименных проектов с разными порядковыми номерами; стиль проекта сам автор характеризует словом «электро-нойз-джаз».
Flammable Beats
Диджеи Винилкин, Чагин, Пирумов, Tactics — объединение виднейших хип-хоп-диджеев Москвы, специализирующихся на тернтаблизме и скретчинге. После завершения еженедельных вечеринок в «Пропаганде» ребята никак не могут обосноваться на новом месте. Пока их можно застать лишь на подобных фестивалях, и такой шанс услышать настоящие олдскульный хип-хоп и фанк упускать определенно не стоит.
Gromov
Питерский музыкант, промоутер, продюсер и большой товарищ Атарикса; автор мрачных брейккор-композиций с элементами джангла и габбы, поддерживаемых синтезаторным воем.
Mujuice
Вундеркинд Роман Литвинов, сочинявший на диво лиричную минимал-вязь, что держится на компьютерных щелчках и глубоких, еле уловимых басах, возвращается на техно-сцену с новым материалом. Уже сейчас можно послушать его новый EP на интернет-лейбле Fragment, на лето же намечен выход целого мультимедийного альбома.
O.M.F.O.
Аббревиатура расшифровывается как «Our Man from Odessa» и не врет: Герман Попов, ныне проживающий в Амстердаме, действительно родом с Украины. Попов записывает альбомы про овец в космосе, водит дружбу с Сеньором Коконатом и засветился на саундтреке к киноленте «Борат» — что, как говорится, многое объясняет. Несмотря на одесское происхождение, музыка O.M.F.O. — это скорее такие песни нелегальных иммигрантов, наивная электроника, скрещенная с нелепой эстрадой среднеазиатских советских республик. На «Абракадабре» Попов выступит вместе с поющими азербайджанцами, которых зачем-то везут из Франкфурта.
PSGR Zemli
22-летний музыкант Саша Джем под собственным именем выпускает симпатичную и неглупую электронику, притворяющуюся то немецким микрохаусом, то восьмибитным регги, а в проекте «MC Василий» изгаляется над рэпом. «Пассажиры Земли» — попытка сделать нечто еще более забавное и утонченное, но на этот раз играя на стороне хип-хопа.
Solar X
Пионер отечественной техно-сцены, еще в середине 90-х выпускавший аудиокассеты на собственном лейбле Art-tek, в 2007-м Роман Белавкин выглядит уже этаким Афексом Твином всея Руси, хоть и давно проживает в Великобритании.
Venetian Snares
Волосатый канадский безумец Аарон Фанк, по виду больше похожий на дет-металлиста (собственно, музыкант не раз признавался в своем трепетном отношении к тяжелой музыке), славен прежде всего тем, что совместил составленный из обрывков чужой музыки глитч с непостижимо лютым брейккором. За треками Venetian Snares трудно уследить даже не потому, что они сложны, а потому, что неуловимы — проносятся мимо буквально-таки пулей. Помимо прочего Фанк невероятно продуктивен, выпускает по 5 альбомов в год: то накладывает свой убийственный бит на партии симфонического оркестра, то делает грязный и злобный габбер; так или иначе в его музыке всегда присутствует жесточайший драйв — родственный тому, что можно обнаружить в пресловутом дет-метале.
Зина Паркинс и Икуэ Мори
Арфистка Зина Паркинс играла с Бьорк, Джимом О’Рурком и Полин Оливерос, а сейчас входит в состав авант-джазовой группы Tin Hat. Портфолио уроженки Японии Икуэ Мори, играющей на электронной перкуссии, не менее внушительно: она начинала как барабанщица великой ноу-вейв-группы DNA, участвовала в сайд-проектах Sonic Youth и даже уже успела побывать в Москве в составе возглавляемой Джоном Зорном Electric Masada. Вместе две деятельницы нью-йоркского авангардного сообщества играют импровизационную электроакустику — длинные шумливые композиции, лишенные структуры; основной эффект тут происходит от того, каким образом свистящий и шебуршащийся нойз взаимодействует с переливами арфы и атональными аккордами фортепиано.
Оркестр лэптопов Андрея Смирнова
Игнат Гаймуратов, скрывающийся за непритязательным псевдонимом Андрей Смирнов, — директор центра электроакустической музыки «Термен-центр», заведующий лабораторией компьютерной и интерактивной музыки при нем же и видеоэкспериментатор с впечатляющим стажем. Помимо интерактивных инсталляций на «Абракадабре» Смирнов выступит со своим новым проектом — оркестром, составленным из лэптопов.
Fusedmarc
Расслабленная электроника, держащаяся на даунтемповых ритмах и подпитываемая вкрадчивым женским голосом, что нет-нет да и притворится певицей Бьорк. Живые выступления вильнюсского трип-хоп-коллектива сопровождаются специальным видеорядом.
Boom Bip
Не самый заметный, но в любом случае достойный артист американского лейбла Lex Брайан Холлон, записывающийся как Boom Bip, делает инструментальный абстрактный хип-хоп, порой перетекающий в сентиментальную индитронику. Помимо собственной — миловидной, но несколько утомительной — музыки Холлон славен сотрудничеством с участником cLOUDDEAD Дозуаном и многочисленными ремиксами; лучше всего его мелодичная пружинистая синтетика звучит, когда в ней появляется вокал. На «Абракадабре» Boom Bip играют как трио.
Дима Японец
Участник группы Earl Grey Smokers, бывший арт-директор клуба «Культ» и устроитель первых в Москве ню-рейв-вечеринок «Idle Conversation», Дима Японец и на «Абракадабре» будет играть разномастную электронную музыку, объединенную определением «ню-рейв» чисто условно.
Дэдди Джи
Один из двух нынешних участников Massive Attack, бристольский афроамериканец с вечным косяком в зубах, номинально Дэдди Джи — главный хедлайнер «Абракадабры»; все-таки даже по сравнению со всеми прочими иностранцами, играющими на фестивале, Massive Attack — абсолютная величина. Однако приезжает Дэдди Джи с диджей-сетом, что несколько меняет дело; насколько можно судить, играть он будет коренной регги, первородный даб, редкий соул — в общем, все то, из чего и вышла музыка трип-хоп.
Заволока
Молодая украинка Катерина Заволока уже много лет экспериментирует с электроникой, совмещая ее с народными славянскими напевами. Лэптоп-фолк с препарированным голосом какой-нибудь украинской бабушки звучит свежо и на «Ивана Купалу» ничуть не походит.
Куин Би
Бристольская девушка, обладательница коллекции в 10 тысяч пластинок; в сущности, только и известно, что ее диджей-сеты сопровождают выступления Massive Attack и того же Дэдди Джи. Играет классический хип-хоп, фанк и раритетный регги — короче говоря, музыку, ориентированную на мощный бас.
2H Company
При всем богатстве выбора — лучшая русская хип-хоп-группа, о которой в этом номере «Афиши» сообщается уже в третий раз. С некоторых пор из 2H Company ушел второй эмси, зато теперь с ними выступает довольно мощный бит-боксер по прозвищу Галун.
Atarix
Сергей Кханинев, с конца 90-х игравший агрессивную электронную музыку в духе группы Atari Teenage Riot, после демобилизации из армии сконцентрировался на брейккоре и IDM, сменил псевдоним с Rebell Terract на Atarix и обзавелся собственным CD-R- и интернет-лейблами, став чуть ли не лидером небольшого движения российских брейккорщиков.
Easy Changes
Техно-дуэт молодых диджеев Сила и Гуттерснайпа, недавно обосновавшийся на именитом американском лейбле Foundsound Records. Резиденты клуба Mix и устроители вечеринок в Gazgallery играют очень сухой и верткий, поистине минимальный техно — тем и славны.
Math Geek
В музыке сибиряка Артема Степанова брейккор, обычно буйный и беспокойный, выражает радость жизни. Лоуфаевые звучки, типичные для каких-нибудь Mum, уживаются тут с безумным хеппи-хардкором, и соседство такое на пользу обоим. В постоянном концертном арсенале Артема значатся лэптоп, миди-клавиатура, синтезатор и детский пистолет для выдувания пузырей.
S Peres
Диджей Сергей Санчес, автор знаменитых четвергов в клубе «Пропаганда», теперь всерьез взялся за драм-н-бейс под псевдонимом S Peres.
Spikehead
Казанский юноша Олег Зильберг, он же Spikehead, в составе проектов DOG5 и Olovo сочинял холодную экспериментальную музыку с ощутимым влиянием даба, а с недавних пор в качестве диджея стал сводить дабстеп, брейк-степ и рагга-джангл.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.