3 апреля, 21-00
02.04.2007 | Концерт
Мужики из нижнего мираФинский прогрессив-рок с элементами КВН
Шестеро усатых и бородатых нордических мужчин в строгих черных костюмах и цилиндрах используют разом полтора десятка инструментов: индийские дудочки, диджериду, две виолончели; при этом гитар нет вовсе. Снимают клипы-сериалы про тайную секту убийц в форме, вооруженных молотками. Сводят хаву-нагилу и прочий клезмер с тяжкими металлическими риффами, скрещивают простонародную хумппу с аристократическим танго, превращают ревущий похоронный марш в резвую оперетту; звучат то ли как System of a Down, уродись они где-нибудь в Хайфе, то ли как Gogol Bordello с консерваторским образованием (вокалист, впрочем, отсутствует). Называют себя «Молоты нижнего мира» — в оригинале, соответственно, Alamaailman Vasarat.
Alamaailman Vasarat — явно избыточная музыка: все эти неестественные жанровые бракосочетания, наигранные аранжировки, мелодии разных народов, громоздкое название, в конце концов.
Другое дело, что со своим обширным багажом ансамбль обходится самым верным образом — то есть издевается над ним в хвост и в гриву. Тяга к излишкам, стремление снабдить смыслом каждый клочок предоставленного звукового пространства вообще врожденное свойство прогрессив-рока, оттого у меня лично большинство его классических творений всегда вызывали ощущение духоты; серьезность, с какой бряцает по струнам тот же Роберт Фрипп, всегда казалась мне немного смехотворной. Alamaailman Vasarat — обратная перспектива: их бравая мешанина — прежде всего представление (разномастные мелодии выходят на свет, как на советских утренниках выбегали на сцену дети в национальных костюмах); их инструментальные вариации — повод для шутки;
притом что временами AV сползают в форменную жесть, это все равно в первую очередь трюкачество без лишних задних мыслей.
В конце концов, Alamaailman Vasarat замечательно равны себе: шестеро лохматых и в разной степени упитанных финских мужиков (в большинстве, между прочим, сотрудники компании Nokia) примиряют еврейские мелодии и родную польку — ни убавить ни прибавить. Типологически сходная ситуация описывалась в расхожей песенке группы «Адо»: «И не читай Вознесенского вслух — это очень смешно».
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.