Гром и молнии - в Россию едет великий и ужасный Майк Паттон, человек, который вот уже полтора десятка лет не дает слушателям расслабиться, терроризируя их своими опасными музыкальными выдумками. В преддверии московкого концерта Fantomas Майк рассказал, что он думает о своем проекте, поклонниках и политике, а мы снабдили его ответы необходимыми комментариями.
Основные проекты Майка Паттона Faith No More Паттон сменил первого вокалиста, победив в честной борьбе другую претендентку Кортни Лав, оперативно написал тексты к альбому "The Real Thing", проявил свою маниакальную сущность на концертах и в итоге стал в группе главным. FNM - первопроходцы кроссовера, догадавшиеся, что может выйти из смеси тяжелого альтернативного рока, хип-хопа, плавных фортепианных пассажей и много чего ещё.
Mr. Bungle Группа, созданная Паттоном со товарищи ещё в школьные годы и недавно бесшумно прекратившая свое существование. Ураганный фри-джаз в одном флаконе с дэт-металлом, техно и нойзом, а также запрятанные во все это крайне неполиткорректные тексты Майка. Напоминает Naked City, окончательно пошедший вразнос, - недаром первый альбом спродюсирован Джоном Зорном.
Fantomas Группа с потрясающим составом (помимо самого Майка тут играют культовый басист Тревор Данн, гитарист Melvins Баз Осборн и легендарный ударник Slayer Дэйв Ломбардо) и, пожалуй, квинтэссенция паттоновского творческого метода. Киносэмплы, мрачный индастриал и сверхбыстрые тяжелые импровизации, - экстремальное развлечение для тех, кто любит пострашнее.
Если бы на место трех богатырей в общеизвестной картине Васнецова кто-нибудь решил поставить самых одиозных персонажей современной поп-музыки, скорее всего, на конях оказались бы Дженезис Пи-Орридж, Джон Зорн и Майк Паттон. Все трое слывут безумцами и провокаторами, у всех за плечами совершенно безразмерные дискографии, без каждого из них современная музыкальная индустрия была бы другой. Последнему из перечисленных героев бы более всего подошла роль Алеши Поповича: берущего не умением и силой, но умом и прытью. Майк Паттон - человек, благодаря которому о тяжелой музыке помнят не только убежденные бородатые фанаты в косухах, но и разнообразные эстеты и снобы. Поскольку эту таинственную персону нам совсем скоро предстоит увидеть в Москве, самое время разобраться, что к чему.
До того Паттон бывал здесь уже дважды, в 93-м и 97-м годах, и оба раза с Faith No More, группой, принесшей ему славу, а ныне являющуюся для музыканта источником раздражения. Майк и тогда не слыл пай-мальчиком - безумствовал и безобразничал на сцене, делал многочисленные шокирующие заявления, - ну а после распада Faith No More в 1998-м уже ничто не мешало ему предъявить миру свою угрожающую харизму во всей красе. Сейчас фото Паттона ставит на обложку авангардистский журнал Wire, Майк владеет собственным лейблом Ipecac и одновременно занимается тучей разных проектов. Первых слабонервных он распугал ещё альбомом "Adult Themes for Voices" (1996) - музыкант без страха и упрека в течение 40 минут атаковал уши слушателей своими вокальными эскападами, похожими то на крики летучей мыши, то на вопли бешеной лягушки. Это, как оказалось, было только началом - так что Паттон по праву признан одним из главых музыкальных сумасшедших нынешнего времени.
- В каком статусе вы себя сейчас ощущаете? Есть ли некая внутренняя разница между тем, чтобы быть "звездой альтернативного рока" и иметь репутацию безумного авангардиста?
- Статус? Я просто ощущаю себя музыкантом. Ни тем, ни другим я бы считаться не хотел - я не слишком-то в восторге ни от рок-звезд, ни от авангардных фриков. Думаю, есть что-то и помимо этих двух крайностей. В любом случае, это не мой выбор - я делаю то, что я делаю, а оценивают пусть другие. У меня дела никогда не шли настолько хорошо, как сейчас.
И то правда: Майк и раньше не был ленив, а в последние несколько лет развил активность вовсе небывалую. В год у него выходит по три-четыре релиза. Паттон - такая в каждой бочке затычка, что даже бочку с медом может превратить в пороховую. Он и бухтит на последнем альбоме Бьорк, и помогает норвежскому меланхолику из проекта KAADA, и вступает в музыкальную битву с рэперами из X-Ecutioners.
- Чем вообще для вас является сотрудничество с другими музыкантами, столь непохожими друг на друга?
- Я люблю работать с теми, кто мне нравится. Так гораздо интереснее жить. Никогда не понимал тех музыкантов, которые всю жизнь играют одни и те же песни с одними и теми же людьми. Как вы думаете, Кейт Ричардс с большим удовольствием играет "Jumping Jack Flash"?
- Как случается, что вы участвуете в каком-нибудь проекте? Как вышло, к примеру, с Бьорк?
- Каждый раз все происходит по-разному. Бьорк я повстречал на каком-то фестивале и признался, что являюсь большим её фанатом. Она ответила мне тем же и спросила, согласился ли бы я поработать вместе с ней. Я ответил - когда угодно, где угодно!! Мы даже пытались устроить как-нибудь так, чтобы Fantomas выступал у нее на разогреве. Я надеюсь, мне удастся с ней ещё что-нибудь сделать. Она крайне изобретательный человек.
Любители Faith No More - группы, безусловно, значимой, но вполне вписывавшейся в "альтернативный" канон, - паттоновскими экзерсисами были сперва немало озадачены. Некоторые поспешили объявить, что у любимого вокалиста окончательно поехала крыша. Нашлись, впрочем, и другие - вокруг Паттона немедленно образовался культ истовых поклонников, охотящихся за любым проектом, в котором Майк проорал одно словечко или хотя бы нажал на клавишу.
- Как вы представляете себе свою аудиторию? Для вас важна реакция поклонников?
- Я полагаю, что мои слушатели с готовностью и большой охотой принимают тот вызов, которым я являюсь. Они всегда открыты для чего-то нового. Конечно, я бы был очень рад иметь миллионы фанатов, но это не в моих силах. Я могу только записывать музыку. Я не переживаю по поводу каких-то отзывов, не позволяю всему этому влиять на мою работу. Музыканты, которые беспокоятся по поводу реакции публики, обычно крайне скучны.
Как это было Майк Паттон вышел на сцену в костюме московского милиционера – штаны цвета хаки, пиджак и фуражка. Остальные участники Fantomas – импульсивный Терри Боцио, суровый Баз Осборн и игривый Тревор Данн - появились перед публикой в полагающихся по названию группы синих масках чудовища из французских комедий.
Fantomas, с которым Паттон едет в Россию, - возможно, самый любопытный из проектов музыканта. У группы представительнейший состав и совершенно не похожие друг на друга альбомы - к примеру, прошлый "Delirium Cordia" представляет собой один огромный трек, громыхающий звуками хирургических операций и человеческих страданий (по версии самого музыканта, именно так должен звучать эмбиент). Свежевышедший же "Suspended Animation" - крепчайший коктейль из жестоких сбивок, музыки к видеоиграм и цитат из старых голливудских саундтреков. Песен на сей раз 30, и каждая посвящена какому-нибудь дню месяца апреля.
- Fantomas выглядит как своеобразная "команда мечты" тяжелой музыки. Вы специально создавали именно такую группу?
- Когда я задумывал первую запись Fantomas, я понял, что именно эти три парня могут все это сыграть, и очень надеялся, что они согласятся на мое предложение. Так и вышло - так что, пожалуй, да, "команда мечты".
- Создается впечатление, что в основе каждого альбома лежит некая строгая концепция, которая затем реализуется на пластинке, - это так?
- Не совсем. Просто-напросто Fantomas - очень смелая группа. Никаких правил и ограничений нет, поэтому записи сильно отличаются друг от друга. Но играют это всегда одни и те же чертовски талантливые люди. Неинтересно делать что-то одно два раза, гораздо веселее придумывать новые идеи.
- Какую музыку вы сейчас слушаете?
- Ооох, я не знаю. Вообще-то я в основном слушаю старые саундтреки. Но всегда есть какие-то новые группы, которые мне нравятся, к примеру - Mugison, Corleone, ну и так далее.
- Вы как-то следите за тем, что происходит в музыкальной индустрии?
- Не-а. У меня просто нет времени на то, чтобы задумываться над всякими трендами. Мне важно то, что делаю я сам и что делает мой лейбл. Музыкальная индустрия - скучнейшая штука.
- Считаете ли вы политику важной вещью для музыкантов? Вы сами занимаетесь какой-либо политической деятельностью?
- Нет. Я стараюсь держаться вдалеке от политики - по нескольким причинам. Во-первых, она скучна и продажна - ещё сильнее, чем музыкальная индустрия. Политики - в большинстве своем полные идиоты. Во-вторых, те музыканты, которые начинают делать что-то на политическом поприще, обычно делают это для того, чтобы помочь собственной карьере. Каждому свое. Есть, конечно, некоторые, вроде Джелло Биафра (лидер Dead Kennedys, затем сделавший сольную карьеру - Play), которые занимаются всем этим искренне. Для них это важно. Но не для меня.
Не беда: по правде сказать, записи Паттона способствуют прочищению мозгов куда лучше, чем правозащитная деятельность иных идолов мэйнстрима. Майк может сколько угодно говорить о своей неосведомленности и равнодушии ко всему, что происходит, - так или иначе, музыкальный процесс во многом вертится именно вокруг него.
- А о русской музыке вы что-нибудь знаете?
- Я обожаю Messer Chups!!!!!!!!
Именно так, с восемью восклицательными знаками. Раньше Майк признавался в любви к поп-певице Шаде, теперь восхищается электронными ретро-поделками Кострова и Гитаркина - что, впрочем, неудивительно для фаната древних голливудских композиторов. Да и вообще, для подобных персонажей категория "удивительное" применима с большим трудом, - слишком уж Паттон не лезет ни в какие ворота. Концерты его - отдельная песня: известны истории о том, как он во время шоу писал в собственные ботинки и затем выпивал содержимое, как вытаскивал на сцену фанаток и обмазывал их сиропом. Так что на московский концерт Fantomas стоит идти без страха, но держа ухо востро: такой уж человек, всякое может учудить.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.