Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.02.2007 | Диски

Песни трезвомыслящего алкоголика

Пластинка, созданная людьми, которые многое умеют, но не собираются никому ничего доказывать

Деймон Албарн — лидер Blur, исследователь малийской культуры, человек, писавший музыку вместе с Майклом Найманом, и создатель группы Gorillaz — собрал супергруппу. В группе играют басист The Clash Пол Саймонон (тот, чья крушащая гитару фигура, запечатленная на фотографии Пенни Смит, навсегда останется символом великого панковского буйства) и барабанщик Тони Аллен (тот, кто на пару с Фелой Кути изобрел афробит и кого Брайан Ино как-то раз провозгласил величайшим барабанщиком мира), продюсером числится давний дружок Албарна — Дэнжер Маус; на этом фоне экс-гитарист The Verve Саймон Тонг выглядит бледновато, а ведь тоже не последний человек. Группа называется The Good, the Bad & the Queen; теперь у них выходит первый и, рискну предположить, единственный (такие составы редко живут долго) альбом.

«The Good, the Bad & the Queen» — пластинка, явно созданная людьми, которые многое умеют, но не собираются никому ничего доказывать: мелодии здесь расплывчаты, словно бы подсмотрены сквозь мутное стекло, вокал ленив, инструментальные излишества практически отсутствуют. Как бы эстрадный рок — но сыгранный очень вальяжно, как бы фанк — но слабохарактерный, избавленный от демонстративной сексуальности; музыка выходного дня, на своем пиру похмелье.

Здесь чувствуется английский сплин, но никак не русская хандра — при всей своей типичной британской занудливости песни сверкают изнутри, в них все время происходят какие-то незначительные курьезные события: то что-то скрипнет, то кто-то всхлипнет, то откуда-то из-за кулис раздастся забытая мелодия для флейты

(за это, очевидно, следует воздать должное охочему до архивных мелочей продюсеру). На «The Good, the Bad & the Queen» имеются три песни, которые не хочется забывать подольше (полуакустическая баллада в барреттовском духе «Kingdom of Doom», «Three Changes», которая ассоциируется со строчкой «у ней походочка, как в море лодочка», и разгильдяйская семиминутная заглавная вещь, великолепно разгоняющаяся к финалу), и еще девять, с которыми очень хорошо быть рядом. Все это, конечно, похоже на группу Gorillaz и некоторые поздние записи Blur, но если у тех можно было распознать вполне определенные цели и задачи, то «TGTB & TQ» — запись совсем умозрительная, как мимоходом оставленный на прощание поцелуй в щеку.

К альбому может возникнуть множество вопросов (к чему здесь эта команда молодости нашей, если всех все равно затмил албарновский прищур? отчего унылый посвист в «Soldier’s Tale» так похож на аналогичное упражнение из, прошу прощения, «Wind of Change» ансамбля Scorpions?), но задавать их, положа руку на сердце, совершенно не хочется.

Эти песни вызывают безосновательную привязанность, притом что совершенно не напрашиваются в друзья; с ними к тому же хочется быть заодно — стоит чуть-чуть прислушаться к текстам.

При всей легкости и необязательности «The Good, the Bad & the Queen» со своим невежливым по отношению к британскому монарху именем, с песенкой про заплывшего в Темзу кита, с упоминаниями США и партии зеленых — альбом про войну кругом и разруху в головах, про то, что не за что биться и нечем делиться, потому как ничего уже и не осталось, про то, что бога нет — ну и хрен с ним. «Drink all day, coz the country is at war» — не то чтобы самая активная жизненная позиция, но солидаризироваться с ней хочется все чаще.

Мне очень нравится эта пластинка с ее прикрытой красотой; мне еще больше нравится то, что представляет из себя сейчас Деймон Албарн (главный, как ни крути, герой этой истории). Проиграв в 90-х как харизматичным пошлякам из Oasis, так и вершившим высший суд Radiohead, он в конечном счете поборол всех. Вытащил на свет божий малийскую музыку. Придумал первую в мире виртуальную поп-группу. Как всякий приличный тунеядец и алкоголик, остался трезвомыслящим человеком. Не влезал в громкие политические затеи, не подписывался под сомнительными лозунгами. Сохранил, наконец, и талант, и характер. «The Good, the Bad & the Queen» вряд ли заслужит громкие овации и серьезные титулы, но штука в том, что альбом каждым своим звуком сообщает: наплевать. Сим победиши.



Источник: "Афиша", 23.01.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.