Def Jam, 2007
23.01.2007 | Диски
Остатки сладкиВиднейший рэпер современности в семейном и дружеском кругу
Убийца с призрачным лицом, он же железный человек, он же Тони Старкс, он же Деннис Коулз, — перечисление его имен напоминает милицейское досье. Это недалеко от истины: на заре своей карьеры Гостфейс выступал в составе Wu-Tang Clan в маске, якобы скрывая лицо от служителей закона. Теперь, впрочем, другие времена и нравы: десять лет назад автор термина «ноубрау» Джон Сибрук бравировал тем, что слушает зубастый черный хип-хоп по дороге в редакцию «Нью-Йоркера», — сейчас перед Гостфейсом расшаркиваются и The New York Times, и The Guardian, и снобский The Wire.
Весной этот упитанный человек с золотой цепью и вечно недоуменным взглядом выпустил увесистую пластинку «Fishscale», явочным порядком признанную лучшим хип-хоп-альбомом 2006-го; вышедший под конец года «More Fish» позиционируется как довесок, но это как раз тот случай, когда остатки сладки.
Если «Fishscale» несколько изматывал своей фундаментальностью и тщательностью (проще говоря, 24 песни было нелегко дослушать до конца) и вызывал скорее уважение, чем теплые чувства, то «More Fish» в своей разгильдяйской браваде вышел совершенно неотразимым. Гостфейс хрипло ругается и острит, рассказывает криминальные повести и любовные истории, семплирует «Earth, Wind & Fire» с Майклом Джексоном и сам сочиняет припевы в духе любимого старого соула; ему помогают соратники по клану Ву-Танга, певичка-алкоголичка Эми Вайнхаус и собственный отпрыск; тылы прикрывают продюсеры калибра Мэдлиба или МФ Дума с его фирменными мультяшно-воинственными зарисовками (то ли еще будет: через месяц у Гостфейса с МФ Думом должна выйти полноценная совместная пластинка) — почти весь «More Fish» состоит из диалогов, споров и дружеских перебранок.
В итоге — легкий на подъем, резкий и броский альбом, половину песен с которого хочется обозначить словом «хит» (я бы отдельно отметил полностью соответствующую своему названию вещь «Street Opera», захватывающую сюжетную речовку «Alex (Stolen Script)» и дуэт с Вайнхаус «You Know I’m No Good»). Ортодоксальный хип-хоп вообще сейчас переживает лучшие времена, за минувший год вышло море блестящих творений (будь то мрачные упанишады человека под псевдонимом Холокост или опорно-двигательный фанк группы The Coup) — «More Fish» убедительно показывает, какая рыба тут рубится сильнее всех.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.