Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.12.2006 | Кино

Тот самый блокбастер

«Волкодавом» пульнули до Нового года

Главная новость - фильм «Волкодав», снятый по мотивам романа писательницы Марии Семеновой, - выйдет на экраны не с 1 января, как было обещано, а уже с 28 декабря, причем рекордным количеством копий - 600 и больше. С чем связан ранний старт, можно только гадать. В любом случае для компании «Централпартнершип», потратившей на производство продукта 10 млн долл., а на его продвижение 9 млн, успех как коммерческий, так и имиджевый сверхважен. ЦПШ приобрела права на все романы о «Волкодаве», сейчас снимается телевизионный сериал о детстве и юности героя, а Николай Лебедев, постановщик и сценарист картины, уже приступил к написанию сценария «Волкодава 2», так что производители готовы сделать все от них зависящее, чтобы публика полюбила героя и мир, для него созданный.

Сумеет ли «Волкодав» занять то место, на которое пока претендовала только продукция «Первого канала», место главного блокбастера года -- вот в чем вопрос. Тем более важный, что пока отечественные литературные фэнтези, права на которые раскуплены уже давно, затаились и ждут своего часа. Космические войны Лукьяненко, маги Перумова... Станут ли они новой отечественной мифологией, облекшись в визуальную форму фильмов, сериалов, компьютерных игр и детских игрушек?

Наступление уже началось передовыми «Дозорами», но каждая битва пока решающая. Рискну предположить, что большинство читателей не слишком занимают приключения «нового положительного героя» в псевдославянском царстве, но все же вопрос о том, стоит ли вести своих детей на этот приключенческий, как говорили прежде, фильм, перед ними стоит.

Мой совет - сходить можно. Только надо иметь в виду, что в отечественном кинематографе при всем старании производится товар, скорее имитирующий фирменный, чем предъявляющий миру новый бренд. Однако, как говорят на рынке при покупке одежды или техники: продукт, конечно, китайский, но фабричный.

Николаю Лебедеву, с его журналистским и сценарно-киноведческим образованием, удалось создать себе имидж умелого постановщика, хорошо работающего именно с технологической стороной кинематографа. После первого его малобюджетного фильма «Змеиный источник», в котором провинциальная жуть стала почти мистической силой, его бурная «Звезда», холодноватая, но качественная указала режиссеру новый путь.

В «Волкодаве» действие происходит в некоем странном мире, не вполне похожем на земной, но имеющем родственные черты как с «Властелином колец», так и со «Звездными войнами».

У этого мира славянский акцент -- там есть древнее славянское божество Морена, имена персонажей образованы на некий якобы славянский лад: вместо принцессы -- кнесинка Елень, вместо назгулов - некий Жадоба (яркое свидетельство лингвистической глухоты авторов, ведь очевидно, что герой по имени Жадоба - толстый и смешной, а играть его должен артист Милляр). Живут обитатели города Галирада в деревянных избах, одеваются в дерюгу, книги пишут на свитках...

Создание фэнтезийного мира -- сложная задача не только с технической, но и с художественной стороны. Кажется, что с технической на этот раз справились лучше. Во всяком случае сцены сражений, магических ритуалов, личных поединков не раздражают нарочитостью и небрежностью, напротив, все сделано по возможности аккуратно, хотя местами и плещет алая краска из полиэтиленовых пакетов.... Оператор Ирек Хартович (поляк, работающий в Голливуде и выловленный Лебедевым на съемках своего предыдущего американского проекта, на который его пригласил старый знакомый по студии Горького Сергей Ливнев, ныне американский продюсер) со своей работой справился хорошо: прекрасные пейзажи Хорватии и построенный в павильоне деревянный город не слишком противоречат друг другу. Нелетучий Мышь, сподвижник главного героя, отлично летает и шевелит ушами как в своем естественном виде, так и в компьютерной версии. С гримом все обстоит не то чтобы отлично, но получше, чем обыкновенно в российском кино, с костюмами тоже неплохо: в глаза когда не надо не бросаются, а свадебный наряд кнесинки действительно наряден... Так же, как и личина черного всадника -- вполне себе личина. Музыка, на мой вкус, излишне навязчива и иллюстративна: там, где страшно, -- басят низы, глухо грохочут барабаны, но фильм-то рассчитан на юную, не искушенную в музыкальном отношении аудиторию...

Начало заманивает динамикой и азартом, а в конце любителей спецэффектов угостят настоящим горным обвалом, который напомнит сцену из «Властелина», там, где рушился мост и Гендальф падал в пропасть...

Прокололся Николай Лебедев именно там, где, на мой взгляд, он как раз мог бы преуспеть -- в сценарии. Есть ощущение, что смотришь картину, которую, по каким-то сторонним соображениям, сильно сократили, и часть объяснений и развивающихся линий просто ушли в корзину. Создать целостный и законченный мир -- очень важно для жанра фэнтези, где у зрителя нет подпорок в виде собственного опыта: систему законов и правил должен предложить автор. Изменив для пущего эффекта сюжет романа Семеновой, тоже не совершенный, но более логичный, Лебедев оставил в ткани повествования дыры, которые только большой благожелатель может счесть за ажурные узоры. Цельного сказочного мира, а ведь именно за это люди любят фэнтези, соткать не удалось, получилось большое лоскутное одеяло, что само по себе, конечно, можно считать отличительным признаком именно славянского фэнтези, но, по-моему, все-таки не стоит.

Что до актеров, то работать над образом им явно было некогда -- учились драться на мечах и скакать на лошадях, а уж стремительный монтаж убрал с экрана любые попытки хотя бы намекнуть на характер. Все придется принять на веру. Поэтому перед тем как отправиться на сеанс, будущим зрителям неплохо было бы получить своего рода предуведомление, мною полученное путем сопоставлений и вопросов к людям, с материалом знакомым.

Итак. Главный герой по прозвищу Волкодав маленьким мальчиком остался сиротой, поскольку его отца-кузнеца (и весь род Серых псов заодно) убил злой человек по прозвищу Людоед. Мальчика отправили в копи, но он выжил, потом его подобрала добрая женщина, не вполне настоящая, то есть происхождения божественного, но за деву Марию, которую она в фильме напоминает своим обликом, ее принимать все же не стоит. Она же научила героя боевым искусствам и дала ему волшебный самовоспламеняющийся порошок.

Обучившись, Волкодав отправился отомстить убийце своего рода, пробрался, как человек-паук, в замок, на поединке убил хозяина и отобрал у него пленницу и магический артефакт в виде стельки. Убегая, он освободил слепца-мага (в книге Семеновой он еще и пришелец то ли с Земли, то ли из иных миров, но в фильме об этом ничего нет, и не надо), умеющего лечить наложением рук. Вместе они попали в некий город, правит которым Кнес и на который из-за отсутствия артефакта в виде стельки наложено заклятие, там всегда осень (ровно как сейчас у нас, так что жителям не сладко). Дочь Кнеса до того тайно ходила к Людоеду просить стельку обратно, он ей, видно, отказал, но зла не причинил, однако на обратном пути девушку чуть было не поймал враг рода человеческого Жадоба, от которого ее спас Волкодав...

Теперь можно смело отправляться в кинотеатр, завязка ясна, а с развязкой как-нибудь разберетесь. Впрочем, создателям фильма я бы все-таки рекомендовала снабдить публику программками, где, как в балете, было бы изложено основное содержание, и можно даже поместить небольшой словарик, карту местности и немного истории.



Источник: "Время новостей"№231, 14.12.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
19.02.2019
Кино

Тифлокомментарии — что это и зачем.

Слушайте подкаст о тифлокомментариях: "Человек всегда в первую очередь обращает внимание на то, что он видит. Однако для слабовидящих и незрячих людей звуки - это основной источник информации, в том числе и в кино. А один из главных инструментов для того, чтобы это кино смотреть (да, незрячие люди так и говорят: "смотреть") - это тифлокомментирование".

Стенгазета
06.02.2019
Кино

Канны против Netflix

В этой борьбе современного с традиционным важно помнить, какие цели преследует обе стороны и какие потери они несут. Каннский фестиваль в первую очередь проходит для кинематографистов, причем - из стран, которым тяжело пробиться в общемировой прокат. Для Netflix такой проблемы не существует.