27.11.2006 | Телевидение
Спецэффект как спецпроектКогда телевизионные академики выдвигают фильм "Великая тайна воды" на премию как лучший из документальных, это нонсенс
В приличном обществе это, конечно, было бы скандалом. Скандал мог бы начаться уже после весенней пресс-конференции, посвященной премьере «уникального документального фильма», где ведущий Дмитрий Дибров представил публике молодого многообещающего режиссера Анастасию Попову и продюсеров Саиду Медведеву (известную в том числе как режиссер-постановщик спецпроектов «ТЭФИ», проектов "Мой XX век", "Исторические хроники с Николаем Сванидзе", а в своей компании «Мастерская» снимающую документальные фильмы "Мужчина и женщина", "Любовь и секс", "Формула сексуальности", "Диета звезд", "Кризис среднего возраста", "Ревность", "Век депрессии", "Жизнь до рождения" и другие произведения на явно востребованные темы) и Сергея Шумакова, с 2003 года работающего замом гендиректора телеканала «Россия». Тогда публике рассказали, что этим людям удалось снять фильм, в создании которого «принимали участие богословы и ученые из разных стран мира -- Японии, России, Китая, США, Англии, Израиля...». В его основе якобы «лежат научные изыскания, сложные эксперименты, титанический труд сотен людей, но снят он в доступной манере, заимствованной у британских документалистов».
А суть дела в том, что вода, оказывается, «способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию -- музыку, молитвы, разговоры, события; молекулы воды объединяются в кластеры -- ячейки памяти, в которые вода записывает все, что воспринимает». Вот эта псевдонаучная риторика могла бы уже тогда насторожить людей понимающих, но до них как-то не дошло.
Потом фильм был показан в эфире канала «Россия», и публике было наглядно продемонстрировано, «как выглядит записанная водой информация»: «Для этого достаточно сфотографировать замороженную воду. Форма образующихся при этом кристаллов льда варьируется в зависимости от эмоционального окраса воспринятой информации. Позитивные мысли, гармоничные мелодии порождают приятные глазу симметричные "рисунки", негативные -- хаотичные бесформенные "каракули" с рваными краями» (цитата из официального пресс-релиза). И кривые, и гармоничные кристаллы в фильме показали, показали и как по кривым водопроводным трубам бежит еще недавно живая вода и как она умирает в недрах больших городов, как свободно и живо течет она по плавным естественным руслам и как искажают ее прямые углы искусственных стоков. Рассказали и загадочную историю про то, как люди умерли, выпив простой воды, в которой не было обнаружено никаких химических примесей, но были при ней, видимо, сказаны злые слова... При этом на экране появлялись ученые из известных университетов, говорящие несколько общих слов о тайнах материи, и потом их сменяли другие лица, про которых титры лаконично сообщали: «исследователь», и вот они уже рассуждали, доступно и просто, о том, как именно происходят таинственные реакции и молекулярные перестройки...
Непонятным оставалось одно -- что же эта информация, столь ясно изложенная в прайм-тайм по государственному каналу «Россия», не стала основой какого-нибудь очередного национального проекта? Понятно же, что и затрат на это нужно куда меньше, чем на медицинское обслуживание...
Правда, некоторые зрители, особенно имеющие какое-никакое естественно-научное образование, пришли в недоумение и даже стали задавать друг другу вопросы. Типа: что происходит? И даже: почему же государственные телеканалы, существующие во многом на наши же деньги, потчуют нас творчеством таких "творцов"?
Прошло несколько «круглых столов» на радиостанциях «Эхо Москвы», «Свобода», вышло и несколько публикаций, в которых приглашенные ученые объясняли, что и как подтасовано в фильме, кем именно являются те «ученые, исследователи и богословы», что так серьезно объясняют нам тайны мироздания в ярком и глянцевом фильме, -- а деньги на него потрачены действительно немалые. Рассказали и про автора основной гипотезы -- японского доктора альтернативной медицины Открытого международного университета альтернативной медицины в Калькутте Масару Эмото с цитатами с его персонального сайта, и про другого консультанта -- Владимира Воейкова, сотрудника кафедры биоорганической химии биологического факультета МГУ, с публикацией текста его лекции и комментариями к ней... Но все это сложно, не сразу понятно, нужно знать хоть немного про физические свойства материи, и поэтому совсем не так интересно, как когда тебе по ТВ ясно сообщают: нам о воде ничего не известно... В общем, голос здравого смысла у нас тонок и неразличим. Кто-то услышал и посмеялся, кто-то проигнорировал...Мало ли, мы и Алана Чумака пережили...
Но когда телевизионные академики -- то есть публика вроде бы избранная и насмотренная -- выдвигают этот фильм на премию как лучший среди документальных, это уже само по себе нонсенс. Но как назвать тот факт, что именно ему присуждается сразу три премии и в последний момент при равновесии голосов сам президент телеакадемии, разумный и прозападный, либеральный и тонкий Владимир Познер отдает «Воде» свой голос, после чего триумф авторского коллектива, создавшего этот шедевр позитивного знания, оказывается полным?
Впрочем, спросите меня, хороша ли операторская работа в этом фильме, и я скажу, что ничего, вполне себе операторская работа, на хорошем уровне. И режиссер постаралась, все построено очень убедительно -- особенно меня впечатлило, как наглядно вода искажается в водопроводных трубах, впитывая негативную информацию от человечества. И вообще, разве это дело оператора и режиссера -- вдумываться в смысл той продукции, которую им заказали сотворить? А впрочем, может, они и подумали, и решили, что велика тайна сия и не нам, неразумным и неученым, ее постигать. Тем более что ученые люди прямо так и говорят, что да, меняется молекулярная структура воды от доброго или злого слова. И это совпадает с нашим опытом -- ведь всем с детства известно, что есть вода живая и мертвая, а с возрастом приходит знание о том, что есть святая вода, которой надо бы покропить ребенка, если он болеет... А есть еще и вода заряженная... И сняли ведь доходчиво -- вот вам кристаллы воды, образующиеся, если при ней сказать плохое слово «Гитлер», а вот те, что получаются после слова «спасибо». И Владимир Познер, я уверена, теперь, прежде чем выпить стакан чаю, каждый будет говорить ему «спасибо», раз так просто можно изменить мир к лучшему...
Конечно, информация, которую с такой легкостью впитывает в себя вода, в нашем телевизионном сообществе имеет свой особый вес. Не случайно и премию за лучшую информационно-аналитическую программу получают «Вести недели». А кто спорит -- хорошая программа, качественная, с приличной картинкой, по всем техническим параметрам соответствующая мировым стандартам...
А что до содержания -- так кто же на это обращает внимание? Разве у нас вообще важно, что именно, где, каким образом и почему происходит? У нас, как и положено при средневековом сознании, важно, что происходящее означает... Наша информация, она совершенно на других носителях... И выбор академиков отлично это подтверждает... Оператор-то неплохой, правда? К пуговицам претензий нет?
16-летняя Джули обживается в незнакомом городе, где жители говорят на смеси французского, английского и других языков, встречает первую любовь, отказывается учиться в школе, потому что переросла ее, и совершает ошибки. Эллиот же в это время пытается разобраться с криминальными группировками, которым он внезапно оказался должен, а также с вмешавшимися полицейскими, то есть со всеми, кроме себя, дочери и бэнда.
«Тьму» можно сравнить с «Твин Пиксом»: в маленьком городке происходят таинственные события, камера следит за жизнью нескольких семей, а распутывание детективной завязки раскрывает метафизические законы. Но если мистика Линча носила необъяснимый характер, то Баран Бо Одар выстраивает свою научно-фантастическую картину наподобие логического лабиринта.