3-4 июня, 16-00
Хочется начать с описания в духе какого-нибудь путеводителя: живописные ландшафты, изысканные террасы, балюстрады со статуями античных богов, панорама, лужайки, водоемы… Порядок слов в названии неслучаен, и вправду: усадьба — первым делом, джаз — потом.
Двухдневный фестиваль на территории юсуповской усадьбы, слет всех значительных российских джазовых деятелей, берет прежде всего антуражем — сюда, конечно, надо ехать с фрисби под мышкой, с термосом коньяка, с ракетками для бадминтона; бродить по лесу, валяться на траве, практиковать подвижные игры; музыка на все это ложится идеально.
Организаторы, видимо, и сами чуют, что к чему: на сей раз в Архангельском будет специальная площадка для пятнашек и петанка, отдельные развлечения для детей, а сцену под названием «Каприз» отведут исключительно для танцев (Jazz Dance Orchestra, Rattlesnakes и прочие досуги буги).
Впрочем, двигаться в Архангельское стоит и собственно ради музыки. Помимо ожидаемых пунктов программы (заключительный сет Нино Катамадзе, сопровождаемый фейерверком; тропические виньетки группы «Маримба плюс»; резвые дудки Ska Jazz Review; импозантный инди-поп Esthetic Education), здесь есть по крайней мере одна приятнейшая неожиданность — второй концерт «Вежливого отказа».
После того пира духа, который Суслов и компания устроили два месяца назад во МХАТе, их полноценное возвращение выглядит ходом совершенно необходимым; есть ощущение, что этого простора, этого воздуха, этой свежести Москве очень не хватало.
Ну и так далее: редкое выступление Moscow Art Trio (фольклорные песнопения Сергея Старостина, фортепианные перебежки Михаила Альперина, изыски валторны Аркадия Шилклопера), вдумчивый авант-джаз «ВолковТрио», уличная бравада «Маркшейдер Кунст»; на одной площадке («Партер») — громко, весело и демократично, на другой («Аристократ») — чинно-благородно. Даже наскучившие лица и звуки в Архангельском как-то не раздражают. «Усадьба. Джаз» — это в конечном счете про то, что место все-таки красит человека.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.