1марта
03.03.2006 | Концерт
Ортодоксы писка и лязгаAavikko - подвижники издевательского электропопа
Не в первый раз лысый мужчина Томи Леппанен уселся за ударную установку, а солидные юноши в блестящих белых пиджаках напали на синтезаторы; в и так привыкшей к финнам Москве Aavikko — почти как родные, люди со знакомствами и репутацией. И тем не менее — terve, снова здорово, о таких лишний раз высказаться не жалко. Aavikko — ортодоксы синтезаторного писка и лязга, сочинители жовиальных мелодий в духе композиторов Рыбникова и Тухманова, подвижники издевательского электропопа, задушевные ретрофутуристы.
В той многолюдной когорте, что заключает в себе, с одной стороны, домашнего печальника Casiotone for the Painfully Alone, а с другой — карикатурного уберменша Феликса Кубина, они где-то посередке; их летняя синтетика, их несовершеннолетний нойз — такая чудная игра, но все-таки не притворство, не обманка.
Aavikko принято сравнивать с отечественными Messer Chups (тем более что Гитаркин водит с финнами дружбу), но все же это немного различные предприятия. Если гитаркинские поделки бравируют своим постмодернизмом и архивоведческой подкованностью, то финский спагетти-лаунж так же первозданен, как, скажем, песня «Учкудук — три колодца». Это как если бы шестидесятнические пионеры космического попа, дуэт Перри-Кингсли, заиграли с рвением Дика Дейла, это такая крафтверковщина от сохи.
Музыка Aavikko растет, не ведая стыда, цветет и ветвится, выпрыгивает из коротких штанишек, торопится-спешит.
На последних дисках их аляповатая свобода чуть подрастерялась: в альбоме «Back from the Futer» слышится порой не смешинка, а сантименты, что этой группе явно не к лицу, — зато там есть сумасшедший галоп «Rosinante» и клип на него же: маленький мальчик спасает планету от хунты животных, уничтожая, в частности, глазастого лемура и спецназ в виде трио музицирующих енотов. Этой непосредственностью на грани идиотизма Aavikko и ценны.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.