Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.03.2017 | Арт

Переверните бинокль

В «Гараже» открылась Триеннале российского современного искусства

Идея уйти от интернационального винегрета к подробному представлению российского искусства витала в воздухе. Так, в 2016 куратор Андрей Ерофеев на обсуждении дальнейших перспектив Московской биеннале современного искусства предлагал «национальный формат», приводя в пример биеннале в Йоханнесбурге, преставившую только африканских художников. Она имела успех у профессионалов и широкого зрителя - уникальный материал вместо попытки «быть не хуже» и дать стандартный набор  международных звезд. Не стоит пытаться экспортировать тюльпаны в Голландию. Команда «Гаража» источниками своего вдохновения указывала более лестное сравнение, чем нестабильная Африка– биеннале американского искусства музея Whitney в Нью-Йорке. Директор «Гаража» Антон Белов несколько в духе jet set рассказал, что собираясь в Японию, решил: почему бы не заскочить по пути во Владивосток, так и началось. Решение «заскочить» не пришло бы без профессионального интереса - во Владивостоке есть ЦСИ «Заря», который заряжает надеждами и финансами не только местную, но порой и столичную художественную жизнь.
Далее кураторы «Гаража» прошли по самым вкусным художественным точкам регионов – местам многолетней образовательной и выставочной работы ГЦСИ, ныне аннексированного складом соцреализма РОСИЗО. Где ГЦСИ не успели за 20 лет  вложить усилия в развитие региональной художественной сцены –  современное искусство доказало, что умеет расти само по себе, из внутренней потребности общества в нём.

Примеры самоорганизации художников: Краснодарский институт современного искусства, воронежская галерея Х.Л.А.М, саратовская галерея ИМХО. А бывает, что художников направление не устраивает: Санкт-Петербург как культурная столица, консервирующая традиционные ценности, стал колыбелью революционной группы «Что делать?», востребованной интернационально и ведущей образовательную деятельность. На выставке - как работа самой группы, так и их ученики, например, озабоченный профсоюзными проблемами кооператив «Швемы», который в ходе своего перформанса будет 12 часов без перерыва шить одежду, повторяя рабочий день на фабриках третьего мира. А изделия продадут по 40 рублей за штуку, эквивалент зарплаты работников таких фабрик. Правда, в данном контексте эта работа выглядит как еще одна забава для зрителя.
Благодаря «Гаражу» мы, наконец, можем видеть звезд отечественного искусства, собранных вместе в таком широком географическом охвате. Не то чтобы это «Россия, которой вы не видели», как написано в слогане выставки.

Ижевская микро-арт-группа «Город Устинов», ученики бурановских бабушек, превратившие пули ижевского завода в мирные пейзажи, а старую одежду – в узоры мечтательных карт, и чеченец Аслан Гайсумов  с его подлинными элементами города, испещренными  узором от пуль, были участниками 5-ой Московской биеннале, Таус Махачева – звезда Кавказа, выпускница лондонского Голдсмит-колледжа, открывала 6-ю Московскую.   Одним из лучших и ясных представлений регионов можно считать группу «Нежные бабы» из калининградского ГЦСИ. За их анекдотическим названием скрывается попадание в самое сердце растерянности женщины: как тяжело быть невестой, матерью, человеком – метафорически представленное в хрупких вещах и жестоких видео. Достойной премии «Инновация», но скорее в области науки и религии, можно считать работу «Робокадило» знаменитой екатеринбургской группы «Куда бегут собаки»: высокотехнологичный прибор, который определяет уровень добра и зла, и кадит в случае опасности.

Чтобы не показалось мало и неубедительно, регионалов сопроводили классиками, избранными из возможных кандидатур фигурами-гуру вроде Монастырского и Осмоловского и покойного Д.А.Пригова, знакомых всему миру, участников Документы и Венецианской биеннале.

Посмотрим на это новыми глазами и в новом контексте. Российское искусство наши критики и кураторы после перестройки пытались вписать с извинениями в европейскую историю искусств. Не вписывается и не впишется – и особенностью можно гордиться и выдвигать на международную сцену. Что пытались сделать неоднократно. Но только «Гараж»  с его международными связями и внутренним влиянием сейчас может это осуществить результативно.  За время работы над проектом команда кураторов  «Гаража» признала, что «их оптика изменилась, они не ожидали увидеть столько хорошего российского искусства», с удивлением они узнали, что многие открытые ими художники уже выставлялись в Москве.
Избавление от снобизма – главное достижение этой выставки. Переверните бинокль правильной стороной, и поймите хотя бы с помощью этой триеннале, что, в отличие от камамбера, искусство у нас умеют делать не хуже, чем на Западе. Хотя и по-другому.

Рискованность перспектив явлена уже в избранном формате - триеннале. Потому что за два года уж точно новое не прорастет само собой.  Кое-где ресурсы были невелики – и исчерпаны сейчас до дна. Новое нужно растить, провоцировать, поддерживать. Та же Пермь – из нее выбрали Ольгу Субботину и Михаила Павлюкевича, тех же, кого несколько лет назад показывал Марат Гельман на «Искусство против географии». А второй автор из Перми, юная Елена Слобцева, анимирующая жизнь стальных скобок из степлера, «духовных скреп», превращая их в притчи о социальных процессах – начинала работать в среде, где уже существует музей PERMM. Готовы ли кураторы «Гаража», подобно Гельману, уехать поднимать целину, или хотя бы дистанционно заботиться о подопечных? Корифей отечественного science art Дмитрий Булатов пытается в своей инсталляции взять под контроль кураторов. Он взял один из символов советского авангарда, башню Татлина, и растянул ее модель морфингом, а возле модели высадил маленький газон из живой травы. Неискаженный образ башни можно видеть на экране, но степень его четкости зависит от здоровья травы в инсталляции - сведения о состоянии газона собирают датчики и формируют видео-картинку. Посмотрим, как поживает газон, подождем следующей триеннале. Этот урожай собран, будет ли посев.

 

Источник: Коммерсантъ. 10.03.2017 (печаталось с сокращениями),








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.