Харизма и композиция
У Чекасина все слова-названия-термины приобретают свое собственное значение. Кто бы мог решиться говорить о технологии… харизмы, особенно сейчас, когда вдруг это теологическое понятие «искры Божьей» стало означать почти то же, что и во времена раннего христианства, только с поправкой на эпоху масс-медиа. Условно говоря, харизма сегодня – это«телегеничность» (или сейчас уже - блого-геничность). У Чекасина – это детально разработанная и рассчитанная на многолетний курс методика гармонизации (сказал бы иначе, если бы умел) тела и души - физиологии и ремесла. Тот, кто хотя бы однажды наблюдал, как проходят занятия с Чекасиным-педагогом, никогда не забудет, как маэстро вдруг касается какой-то части тела играющего ученика, ибо конкретные части тела и органы отвечают за определенные состояния. Это, казалось бы, известно с древности, но научно сформулировано в "теории темперамента" Э. Кречмера, кстати современника К.С. Станиславского. Наверное, и тут что-то общее есть с тем, как снимал «зажимы» Станиславский. С той разницей, что в музыке возникает еще одно измерение – музицирование
Или еще один термин Чекасина - «оперативная композиция». Он употребляет его наряду, а то и вместо. казалось бы, неизбежного - «импровизация». Одна из ее составляющих частей - Open Communication. (7 -
https://www.youtube.com/watch?v=bjqSK0PrC0Q) Значение Чекасина – шире импровизационного джаза. «Его деятельность кажется нам его вторичным открытием» (парафраз - намеренный).
Те, кто бывал на концертах еще ГТЧ, конечно, помнят, как на бис выходил Чекасин все в той же маске шута, царям с улыбкой правду говорил, и на двух альт-саксофонах играл то, что публика считала рок-н-роллом. На самом деле, это скорее ритм-энд-блюз, то есть общая территория джаза и поп- музыки. Вот типические места (термин фольклористики) из джазового обихода в оболочке темы Дюка Эллингтона «It don't mean a thing if it ain't got that swing» (без свинга, это ничего не стоит), но аранжированные все в том же ритм-энд-блюзовом стиле. Принимая, как правило, за рок-н-ролл, публика не замечает всей его - интертекстуальной многослойности под видом легкого развлечения, поп-музыки, эстрады, как у нас раньше говорили.(8 -
https://www.youtube.com/watch?v=iHFV9iKhlAE )
И - тем не менее: Крамольная мысль №1 . Для Чекасина - афроамериканская джазовая эстетика (чтобы не сказать-мэйнстрим) - лишь часть общей концепции оперативной композиции. Хотя – со своими биг-бэндами он прекрасно вписывается и в современный мэйнстрим (из записанных программ - «А можно ли так?», совместная работа с Константином Петросяном, Татевик Оганесян и Биг-бэнд Владимира Чекасина «Концерт для голоса и оркестра»).
Крамольная мысль №2. И евроджаз – в смысле его авангардная, фри-джазовая составляющая – тожееще далеко не всё! Самый полемический пример: Workshop Freie Musik 1983, то есть Фестиваль фри-джаза в западном Берлине, организованный аудио-фирмой FMP. Финалом фестиваля должно было стать гала-представление чуть ли не всех участников, включая музыкантов с той стороны Стены - легендарных братьев-тромбонистов Бауэр из ГДР и наше ГТЧ. Не говоря уже о мировой сборной команде самых лучших музыкантов «свободного джаза» от афроамериканца Уильяма Паркера и хорошо у нас известных западных немцев Петера Ковальда и Петера Броетцманна. А также - британского тромбониста Алана Томлинсона и даже вокалистки Диаманды Галас на пике ее «демонической» славы (благодаря распространению первых видеомагнитофонов), но на самом деле - абсолютно адекватной новоджазовой пианистки.
Руководство заключительным парадом-алле было поручено Владимиру Чекасину. В результате отзывы западногерманских критиков свелись к констатации факта: «пока русские играют свою музыку или солируют –все в порядке». Но в последний вечер, когда взаимодействие осуществлялось через оркестровую композицию Владимира Чекасина, все выглядело почти что благопристойностью. Что ж, ради солидарности пришлось идти на риск (Risiken der Solidarität). Комментарии вообще-то излишни: для Чекасина –свободная фри-джазовая импровизация – лишь частный случай спонтанности, той самой оперативной композиции.
Просто «Ностальгия»
Первый авторский альбом Владимира Чекасина (на Leo Records) «Ностальгия». Отрывок из «Ностальгии» – есть уже на тех самых «Осенних ритмах-83», альбом Leo Records выходит в 1984 году, в третьем варианте – «Воспоминания» - сюита в 5 частях (фирма «Мелодия») - в 1986-м. Ностальгия в наш быстротекущий век - тоже нечто большее, чем просто некая тоска: ностальгия это – «когда-то мы что-то любили, я имею в виду в музыкальном смысле, конечно… Потом прошло много лет, а мы сейчаспытаемся любить, а любить, может быть, и не можем…». Это - мотто, эпиграф, который произносит Чекасин, как всегда, почти неразборчиво, без какой-либо особой интонации. Так, как будто проверяет микрофоны или отдает последние технические указания своим музыкантам…
Конечно, это ностальгия по утраченному единству мифа всей музыки мира, той, которая предстает перед слушателем – преимущественно этнической, танцевальной - от нарочито неопримитивистского ритм-энд-блюза до фламенко и нашей бытовухи – цыганщины и фрейлехса. Но музыка, опять же, больше чем звуки. Конечно, мы догадываемся, что без чисто человеческой, личной составляющей «Ностальгия» была бы совсем другой. Однако же, надличностный смысл «Ностальгии» - это, может быть, и не осознанная маэстро, аллюзия к ее архетипу. А архетип этот, конечно же, балет «Весна священная» Игоря Стравинского, в основе своей – тоже танец. (как напомнил один теолог: и любой марш – тоже). В этом ряду надо вспомнить и чекасинское же «Болеро с эмоциональным пережимом», и почти спектакли с Группой пластической импровизации под руководством Олега Киселева, и, еще раз, – пантомиму самого Чекасина на сцене. Жаль, потенциал актера так и не был востребован, несмотря на несомненно удачные его появления на экране.
…После мотто, первая же каденция саксофона Чекасина - почти вступительное соло фагота, открывающего балет Стравинского, основанного как известно, на литовской народной песне. И потом, как Стравинский – в неоклассицизм, то есть тоже своего рода ностальгию, маэстро Чекасин долго разрабатывает - нет, не неоклассицизм, а авангардную неостилистику. Но не по принципу карнавала, как Поп-механика Курехина (определение самого В. Чекасина), в которой вся драматургия - столкновение, казалось бы. несовместимых составляющих (это легко увидеть в документальном фильме Николая Обуховича «Диалоги»). А в динамике - ностальгии по утраченному синкретическому мифу, синтетическому спектаклю, если угодно.
Вспомним: Чекасин фактически отметил свой юбилей на год раньше - 25 февраля 2016-го года. Уже упоминавшимся «Скромным исследованием извечных состояний Художника», только персонифицированным в образе борьбы за лидерство двух муз - двух певиц артистического подсознания – саксофонистки Анны Королевой и скрипачки Анны Чекасиной. Маэстро назвал свой концерт в ЦДХ рискованно - «Неюбилейный концерт 69». И построил оба отделения фактически на деконструкции все того же ритм-энд-блюза. Маэстро как будто предвидел, что юбилейные «Диверсии в Чекасина» пройдут без его непосредственного участия. «Сегодняшний день – это завтрашняя ностальгия» …
9. И последнее - странное, но, мне кажется, обязательное сближение. Году в 1983-84 в Джазовой студии ДК «Москворечье» - единственном легальном месте, где джаз не проходил цензуру, состоялся очередной концерт Чекасина. Исполнение все время прерывалось неким перформансом.: участники начинали, почти крадучись, ходить по сцене, прикладывая указательные пальцы к губам в жесте «т-с-с-» и показывая публике растопыренные ладони - мол, «тихо, подождите…». Сам маэстро уже плохо помнит этот перформанс. Но мы помним! Практически одновременно по «вражеским голосам» шла информация о том. что, после 4 лет поисков власти, наконец, нашли и арестовали художника-карикатуриста Владислава Сысоева. Параллельно читали его «записки из подполья» под названием «Ходите тихо, говорите тихо»…. В разговоре со мной много лет спустя Владимир Чекасин уверял, что только от меня узнал и о Сысоеве, и о его «записках»….
А вы задумывались о том, что название «Ностальгия» буквально одновременно дали своим произведениям маэстро Чекасин и Андрей Тарковский? Памяти Андрея Тарковского классик мирового авангарда Луиджи Ноно посвятил одно из последних своих законченных сочинений (с неофициальным подзаголовком Nostalghia). Оно называется по-испански (вроде бы это указатель где-то в монастыре в Толедо) No hay caminos, hay quecaminar... Andrej Tarkovskij: «Пути нет. Но надо идти вперед!»