Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.02.2017 | Кино

Федор Бондарчук против отечественной идеологии

Фантастический супербоевик одного из мэтров нашего кино оказался совсем не таким, каким обещал стать





Во вторник, 24 января я оказался перед дилеммой: аккредитоваться ли на многочисленные пиар-мероприятия (спецпоказ в 3D для СМИ, пресс-конференция, пафосная официальная премьера), посвященные выходу нового (на сей раз, как ни странно, космического триллера) Федора Бондарчука «Притяжение», — и тем самым невольно продаться мнению создателей фильма о том невероятно прекрасном, оглушительно впечатляющем и умном, что они сотворили. Или же пойти посмотреть фильм двумя днями позже, в первый день проката, выбрав сеанс 2D, поскольку он вдвое дешевле, да и формат 3D (в котором в основном распространяется «Притяжение») я ненавижу, как запах поп-корна, впитавшийся в стены мультиплексов.
У меня возникло странное предчувствие: что при нормальном зрительском просмотре фильм удивит меня неожиданным поворотом. А назойливые пиар-акции вокруг него лишь отвлекут, и не заметишь даже того хорошего, что в фильме есть.

И вы знаете, пойдя вчера на «Притяжение» как обычный зритель, я действительно удивился. Я ожидал увидеть совсем другой фильм.

О ЧЕМ ЭТО








Все картины про нашествие/пришествие инопланетян (а я их перевидал, наверное, не менее ста) четко делятся на две категории. Процентов 90 из них — про то, что инопланетяне плохие. Нет-нет, что за скромное определение я использовал? Они — уроды. Монстры. Людоеды, тараканы, цель которых — высосать земные недра, а заодно людскую кровь, которой они питаются. Другая цель гадких инопланетян — см. многочисленные переделки «Похитителей тел» — внедриться в людей, подчинив себе их психику. И сделать из нас послушных роботов.

Оставшееся 10 процентов — фильмы про то, что первые межпланетные рандеву все-таки окажутся романтическими: «Контакт», «Близкие контакты третьей степени». Или достаточно сложными для традиционного человеческого понимания: «Интерстеллар», недавнее «Прибытие». Встречается еще один — крайний вариант: люди-фашисты ничуть не лучше инопланетных клопов, скрестившихся с креветками: см. «Район №9», а заодно один из самых недооцененных коммерческих фильмов в истории — злостный, злобный и приятно нон-конформистский «Звездный десант» Пауля Верхувена.
Бондарчук сделал первую у нас крупномасштабную картину про пришельцев. Начиная смотреть его «Притяжение», быстро понимаешь, что это фильм первого типа, в котором инопланетяне — террористы. На Землю надвигается нечто завихряющееся, эллиптическое, кружащееся. По счастью, как и Челябинский метеорит, оно оказывается в сфере интересов России (или как мы там выражаемся про свои интересы, когда речь идет об арктическом шельфе?). Тут фильм демонстрирует всю мощь Воздушно-космических сил России, показ которых в фильме — такой же продакт-плейсмент, как и демонстрация назойливо лезущих в кадр чипсов Lay`s. В любом случае не зря фильм в финале объявляет благодарность министру обороны РФ Шойгу — а вот создателям Lay`s отчего-то не объявляет. Несправедливо.

Короче, слава Советской армии! Мы сбиваем космических гнид-пришельцев. Падая, их горящее эллиптическое чмо, правда, разрушает верхние этажи многих высоток в Чертанове. Жертв не счесть — говорят, будто их двести, но, судя по фильму, это типичное наше вранье (при этом, повторяю, сбили-то мы). В конце фильма «Притяжение» выражает благодарность, кроме Шойгу, еще и Собянину. Вероятно, тот разрешил создателям ленты виртуально разрушить как можно больше домов. А отчего не разрешить? Квартиры в Москве все равно перестают пользоваться спросом, а вместо убогих многоэтажек можно уложить гектары плитки-укатайки, на которой люди падают. И всем тогда станет по-народному хорошо.

Тут-то происходит важный поворот в фильме. Борьбой с инопланетными барбосами в богомерзких стальных костюмах заправляет наш полковник (а интересно, кстати, отчего всего лишь полковник — это сперто из соответствующих голливудских фильмов, где выше полковника — только президент США), которого с похудевшим лицом солдафона изображает Олег Меньшиков (роль — сразу говорю — на «Белого слона», «Нику» и «Золотого орла»). На экранах мелькают Путин, Меркель и явно вставленный в последний миг Трамп. Но — важное! — наши явно не собираются допускать к разборкам с инопланетянами никакие сторонние силы. Никаких иностранцев к инопланетянам. Хотя, строго говоря, первое падение корабля пришельцев на Землю — всеобщее земное дело.

От фильма Бондарчука, который всегда отчаянно голосовал за «Единую Россию», я не ожидал такого радикализма по отношению к всегда гуманной российской внешней и внутренней политике.

ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО

То, что это хороший фильм.

Он на удивление подростковый. Большинство космических боевиков — подростковые. Но этот — разумно подростковый. В какое-то время начинает казаться, будто это смесь чего-то типа «Звездных войн» с «Аквалангами на дне» (где романтические подростки делают работу наших гэбистов). Но нет: это далеко не так примитивно.
Быстро выясняется, что инопланетяне — действительно неплохие. Они вообще залетели к нам случайно (ну, не совсем, как потом окажется, но детали узнаете из фильма сами).

Они способны к языкам и говорят, что им надо лишь починить корабль и улететь, чтобы не было больше жертв. Именно падая, сбитые, напомню, они и раскурочили часть Чертанова, освобождая место для собянинской плитки. То есть они вообще ни при чем. Вокруг упавшего корабля образуется Зона как в «Сталкере», которую наши окружают заборами и войсками. Никого из-за границ РФ в зону конфликта по-прежнему не пускают.

И тут начинается типично нашенское. Иностранному кораблю, чтобы взлететь, нужны ресурсы воды. У народа Чертанова воды начинает не хватать, ее раздают с машин, но не это главное. Главное, что возникает активное молодежное политическое движение: Родину защищать. Кто защищает? Гопники, которых проще всего одурить пропагандой. Еще не известно: враги пришельцы или нет, но гопники уже готовы отстаивать пядь земли и сражаться за Родину. Пятнадцать миллионов просмотров у ролика, лозунг которого «Это наша Земля!», а символ: череп и кости. Это поощряют поганые депутаты, которые ни фига не поняли, не оценили, но уверенно твердят в эфире, что инопланетяне — злобные твари.
Удивительно, что Бондарчук, сам не чуждый телевидения, утверждает устами своей главной героини, когда та твердит прирученному ею инопланетянину: не слушай этот ящик — там ничему хорошему не научат. Это слова Федора Бондарчука! Земной фашизм под видом русского. Хорошо говорит главная героиня фильма тому же инопланетянину: «Не повезло тебе. Надо было в Финляндии упасть и сдаться».

На Землю инопланетянам летать нельзя. Слишком агрессивная среда. Только за последние тысячелетия 4 миллиарда насильственных смертей.

В итоге фильм вольно или невольно вмешивается в современную российскую политику, популярно доказывая, что любой поиск Россией внешних врагов — в США ли, на Украине, в Европе, Прибалтике, — это укрепление новой опоры нации: гопников. Гопников не смущает собственная нищета. Да и свое они всегда могут взять — у лохов. Зато им за державу, где один процент населения владеет всеми богатствами страны, ну очень обидно, когда ее принижают— американцы либо инопланетяне. Об этом «Притяжение».

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА

Россия — родина слонов и патриотов. Имя им — гопники.





 

Источник: Forbes, 27.01.2017,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.