Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.02.2015 | Кино

Грани приличного

Фильм «Пятьдесят оттенков серого» совсем не шокирует

Конечно, фильм "Пятьдесят оттенков серого" смотреть будут, каким бы он ни был, просто потому, что многим любопытно увидеть экранизацию самого популярного романа последнего времени. По продажам трилогия Э.Л. Джеймс чуть ли не обошла знаменитого Гарри Поттера, а ее автор стала второй британской домохозяйкой подряд (после Джоан Роулинг), сказочно разбогатевшей на сочинении романов.


Эрика Леонард, бывшая сценаристка и работница телевидения, родив двух детей, осталась дома на хозяйстве и от скуки запустила в Сети фанфик (любительское сочинение по мотивам популярных произведений, фильмов, комиксов) знаменитых "Сумерек", в котором главные герои вампирской саги занимаются нетрадиционным сексом. Успех этого поначалу не слишком самостоятельного сочинения был так велик, что нашлись издатели, посоветовавшие женщине отказаться от протогероев, изъять историю из Сети и опубликовать ее в виде книги. Новый роман, подписанный псевдонимом Э.Л. Джеймс, немедленно набрал популярность. Но "сумеречная" его основа многое объясняет — и невероятное богатство и могущество главного героя, и опасность, от него исходящую, и загадочное прошлое. Но главное, думается, не в сверхъестественных возможностях героя, а именно в самом что ни на есть естественном желании каждой скучающей домохозяйки хоть на время, хоть в мечтах почувствовать себя героиней фантастической любовной истории.
Это желание массовая культура эксплуатирует ежедневно и всеми способами, на этом построены все "розовые" дамские романы в мягких обложках, героини которых всегда начинают с незавидного положения современной Золушки, но непременно встречают принца, богатого красавца, теряющего голову от любви. Однако стереотипный любовный сюжет, тиражируемый из романа в роман, в конце концов утомляет, нужен новый наряд, необычный костюм.

Э.Л. Джеймс нашла эту изюминку, соединив сюжет дамского романа с элементами порно, но это еще не все. В коктейль добавлено еще несколько ингредиентов: мы встретим там привкус самоиронии "Дневника Бриджит Джонс", социального неравенства "Красотки", но главное — описания сексуальных отношений с элементами садо-мазо сопровождаются внутренними монологами героини, начитавшейся книг по психологии. Под психоаналитическим соусом мечтательные тетушки ("Пятьдесят оттенков" в газетах назовут "маминым порно") получают легальный доступ к расширению границ своей чувственности. "Внутренняя богиня", с которой беседует героиня, или детство героя с матерью-алкоголичкой — все это не новое, много раз надеванное, но в комплекте неизменно работает, да еще как работает.

Экранизация сверхпопулярной книги вызвала большой ажиотаж, за право ее снять боролись многие голливудские продюсеры, но вот фильм вышел на экран и, как и следовало ожидать, сильно и ожидаемо разочаровал. Дело в том, что в книге, по существу, нет развивающегося сюжета. Есть череда эротических сцен с длинными монологами-комментариями. В кино монологи не приняты, а возможности показа секса в широком прокате весьма ограничены, к тому же такие сцены очень сложно снимать художественно.

Режиссер фильма Сэм (Саманта) Тейлор-Джонсон имеет в своем активе один большой фильм и одну короткометражку, в прошлом она обещающий британский художник и фотограф, но она явно не Ларс фон Триер. Сравнивая ее фильм, например, с "Нимфоманкой", со "Стыдом" или с "Жизнью Адель", нужно признать, что "Пятьдесят оттенков серого" — скромная и старательная картина, которую подросткам вполне можно смотреть вместе с родителями.
Секс и психологию авторы фильма решили заменить созданием совершенных интерьеров и визуального стиля. За образец взяли фотографии знаменитого Хельмута Ньютона. Создавая убранство квартиры главного героя, художники фильма из кожи вон лезли, чтобы все вещи, мебель, текстиль были высшего качества. Костюмы и галстуки — безукоризненные. Вертолет и самолет, машины, лифт, рояль, картины в офисе выглядят экстравагантно и красиво. Красная комната с сексуальными игрушками Кристиана похожа на каталог дизайнерской фирмы. Но декорировать главного героя не получилось. Интерьер может подчеркнуть характер персонажа, но, увы, не заменить его.

Сыграть воплощение женской мечты вообще очень трудно, в России по-настоящему это удалось только двум актерам — Вячеславу Тихонову в "Семнадцати мгновениях" и Алексею Баталову в фильме "Москва слезам не верит". Но Джейми Дорнан даже не Колин Ферт. Он молод, строен, но у него лицо мальчика, который хочет казаться взрослым. Возможно, для ромкома про отношения с молоденькой Анастейшей (которую сыграла обаятельная дочь Мелани Гриффит Дакота Джонсон) это и неплохо, но поклонницы культового романа хотели бы видеть на экране пряную сказку про миллиардера-садиста и укротившую его студентку-девственницу. Авторы же предпочли стиль и интеллигентность залихватскому кичу оригинальной истории.

Есть, впрочем, в фильме сцена, которая мне понравилась. Кристиан с Анастейшей садятся обсуждать контракт, который регламентирует их будущие отношения. Договор касается нестандартных сексуальных предпочтений героя, но пункты и определения сформулированы столь же нейтрально, что и обычные торговые соглашения. Мне показалось, что если бы фильм сделал своей темой то, как в нынешнем мире древние инстинкты, в том числе желание подавлять, причинять боль или страдание, легализуются с помощью юридических формул, это было бы интересно. Но нет — сделав этот забавный вираж, фильм снова вильнул в скучноватые оттенки серого подобия чувств.

Если честно, то куда интересней реальная история снявшей фильм Сэм Тейлор-Джонсон. Она родилась в 1967 году, училась на скульптора, входила в группу художников YBA, и в 1997-м, когда ей исполнилось 30 лет, получила премию на биеннале в Венеции как самый многообещающий молодой автор, родила первую дочь и заболела раком. Болезнь она победила, рецидив рака тоже, вторую дочь родила в 2005 году, разошлась с первым мужем, стала снимать кино, с первой короткометражкой дебютировала на Каннском фестивале, а потом, снимая байопик про Джона Леннона, влюбилась в исполнителя главной роли 19-летнего актера Аарона Джонсона и, несмотря на 26 лет разницы в возрасте, вышла за него замуж, родила еще двух дочек, а теперь снимает большой проект в Голливуде. Его продюсером и автором, среди прочих, является бывшая домохозяйка из Лондона, книги которой в момент наибольшего спроса расходились со скоростью два комплекта в секунду.

Так что куда более удивительные дамские романы сегодня происходят в реальности. Но нет, массовому зрителю подавай знакомые истории про то, как замарашка, измазанная манной кашей своих детских фантазий, слышит цокот копыт белого коня с прекрасным принцем, на этот раз — вооруженным плеткой, веревкой и кабельными зажимами.


 

 

Источник: "Огонёк", 16.02.2015,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.