Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.03.2013 | Анимация

Союз мультфильмов

У Открытого российского анимационного фестиваля в Суздале появились амбиции стать главной мультинституцией в стране

   

Внезапно в этом году Открытый российский анимационный фестиваль в Суздале оказался существенно масштабнее, чем в прежние годы:  международные показы, конгресс,  посвященный анимационной индустрии, мастер-классы, первый питчинг проектов, форум анимации стран СНГ, Балтии и Грузии, и т.д. Ясно, что у «Суздаля» появились амбиции быть не только  главным профессиональным анимационным смотром в России (он и так главный), но и вообще главной мульт-институцией в стране, собирающей вокруг себя все: от специальных научных исследований до рынка.  И амбиции эти поддержаны финансирующим фестиваль министерством культуры.

Значит ли это, что, в соответствии с нынешней ориентацией минкульта на «слияние и укрупнение», Суздальский фестиваль вскоре окажется единственным фестивалем страны посреди выжженного поля, или благосклонное внимание государства означает, что анимацию, наконец-то стали считать полноценным искусством, мы увидим потом. А пока видно, что разрастание «Суздаля» идет ему на пользу.

Все дополнительные события, конгрессы и форумы, сосредоточены вокруг анимационного конкурса, который в большой степени является отчетным показом всей отечественной анимации, сделанной за год. Но именно через «боковые» мероприятия в нашу анимацию, которая не любит чужаков и в последние годы несколько закисла в собственном соку, могут быть втянуты и новые идеи и новые силы. А то, что в этом году жюри основного фестивального конкурса наполовину состояло из людей, к анимации отношения не имеющих, выглядело не только рискованно, но и смело (кроме художника Веры Кудрявцевой, режиссера Екатерины Соколовой и аниматора Андрея Парыгина, в жюри вошли композитор Александр Маноцков, писательница Марина Москвина и кинорежиссер Борис Хлебников). Таким образом, список призов дал  возможность увидеть анимационный расклад свежими глазами (бывает же, что кино, восхищающее коллег мастерством, постороннему зрителю кажется не слишком интересным). И это не отменяло профессиональный гамбургский счет, для которого в Суздале традиционно есть рейтинг фильмов среди участников фестиваля.

Вот краткие совокупные итоги всех жюри и рейтингов. Снова на подъеме сказочный цикл «Пилота», хотя теперь он выглядит победой не студии («Гора самоцветов» перестала смотреться как цельной проект, теперь это скорее набор фильмов под общей маркой), а достижением отдельных режиссеров.  Гран-при фестиваля взяла трагическая татская легенда «Бессмертный» в постановке одного из лучших отечественных режиссеров Михаила Алдашина, вернувшегося в анимацию через восемь лет после последнего фильма. Неожиданным лидером фестиваля оказалась совсем новая студия «Пчела», снимающая чудесные детские альманахи. Все ее картины получили важные призы, а больше всех - сделанная в лучших традициях старого «Союзмультфильма» стильная, черно-бело-красная «Снежинка» Натальи Чернышевой о негритенке, мечтавшем о снеге. Она  восхитила Норштейна и взяла особый Приз Александра Татарского, приз критики и первое место в профессиональном рейтинге. А свежая, веселая без сюсюканья «Моя мама - самолет» Юлии Ароновой получила награду за лучший детский фильм и четвертое место в рейтинге. Ну и главное открытие фестиваля – Роман Соколов с фильмом «Друзья», светлой хипповско-буддистской притчей о человеке, идущем по миру с маракасом и отдающем все тем, кому нужна помощь (приз за лучший дебют и второе место в рейтинге). Соколов давно работает на студии «Петербург», снимающей «Смешарики» и можно только радоваться тому, что в последние несколько лет коммерческая студия потихоньку дает своим режиссерам дебютировать с авторскими фильмами, и каждый раз кино получается отличное.



Источник: "Ведомости", 07,03,2013,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.