Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.10.2012 | Кино

007 с человеческим лицом

Всего шесть лет назад в «Казино «Рояль» нам явили возродившегося Бонда. И вдруг являют выходящего в тираж.

Выходящий сейчас в России и Великобритании (в Штатах его дождутся только 9 ноября) 23-й фильм о Джеймсе Бонде «007: Координаты «Скайфолл» — третий подряд, в котором суперагента изображает Дэниел Крейг, и первый в истории, поставленный режиссером с серьезной артистической репутацией.

Как ни парадоксально, именно такой режиссер (Сэм Мендес — автор фильмов «Красота по-американски», «Проклятый путь», «Дорога перемен», а также многочисленных шекспировских инсценировок) сотворил зрелище изумляющее и изумительное. Поклонники бондианы, несомненно, оценят, что фильм революционно трансформирует образ агента 007.

О чем это. О том, что Бонд трагически и нелепо погиб, преследуя по улицам и крышам Стамбула и затем дорогам Турции преступника, похитившего диск с полным перечнем секретных агентов, внедренных в террористические организации.

Между тем лондонская штаб-квартира МИ6, которую уже в седьмом фильме возглавляет М в исполнении легендарной Джуди Денч, подвергается атаке террористов. На М наседает правительство: дескать, утратила нюх и контроль над ситуацией. Найти злодея и спасти ее способен только Бонд, который, к счастью, объявился спустя несколько месяцев живым, но отнюдь не невредимым — потерявшим после тяжелого ранения несколько органов (но не главный, как моментально уточняет он первой же девушке), былые физические кондиции и даже способность метко стрелять.

Что в этом хорошего. В «Казино «Рояль», вышедшем в 2006-м, история агента 007 началась с нуля. Хотя до этого он пять раз менял лицо (его играли Коннери, Лазенби, Мур, Далтон и Броснан) и существовал в кино более сорока лет, по умолчанию предполагалось, что это один и тот же персонаж. Бонд Крейга другой, новый. В его прошлом нет и не может быть ни 60-х, ни 70-х. Ведь он относительно молод и стал шпионом только в 2000-е. Революционность, впрочем, заключалась не в этом, а в изменении стиля бондианы и имиджа главного героя. Бонд впервые оказался не красавцем и не брюнетом, а голубоглазым блондином с внешностью профсоюзного лидера. Завиральная прежде бондиана, всегда остававшаяся полупародийным кинокомиксом, вдруг превратилась чуть ли не в реалистическое кино. У Бонда появилась личная история. Ему дали право на сомнения.

В «Координатах «Скайфолл» переживания связаны с двумя обстоятельствами: всегда ли он должен следовать приказам М и родной Англии, учитывая то, как легко и рационально они предают верных солдат, и не является ли он со своей шпионской профессией пережитком прошлого?

Первым переживаниям содействует то, что в завязке фильма М заставляет Бонда во имя дела бросить без помощи тяжелораненого товарища (в итоге тот умирает), а затем смертельно рискует самим Бондом. А затем Бонд натыкается на злодея, который и преследует М. Не будет спойлером сказать, что это персонаж Хавьера Бардема, — это известно из рекламных роликов фильма (российские прокатчики просили не выдавать в рецензиях судьбу главных персонажей, эту просьбу я выполню, тут спойлеров не опасайтесь). Так вот выясняется, что персонаж Бардема был любимым агентом М до Бонда, и она его сдала — во имя неких национальных интересов. Он мстит, злодейски мстит, но из-за непережитой обиды, отчасти сыновней — по отношению как к М, так и родине. Он монстр, но порожденный самой системой. Впервые в бондиане мы сталкиваемся со Злом с большой буквы, которое, конечно, по традиции лент 007 выглядит слегка опереточным, но у которого есть своя правда.

Интересно (мы об этом уже говорили): многие, причем хорошие, западные фильмы последнего времени говорят о том, что спецслужбы запросто и цинично сдают своих самых секретных сотрудников и что из шпионов путь один — ногами вперед: см. «Шпионские игры», «Ложное искушение», «Тайные агенты», «Шпион, выйди вон».

Переживаниям второго рода (пережиток прошлого) является то, что Бонд в новом фильме состарен из-за ранений и не способен пройти обязательные физические тесты для спецагентов.

Главное же — ему постоянно втемяшивают, будто он обломок империи и в нынешней ситуации вообще не нужен. Новый молодой Кью, изобретатель шпионских прибамбасов, в отличие от старого щедрого заносчиво заверяет Бонда, что, сидя в халате перед компьютером, способен за вечер нанести врагу больший урон, чем Бонд, бегая с пистолетом, за год.

Одна из новых девушек говорит Бонду, что он пытается вытянуть не свою роль. «И что же это за роль? — интересуется Бонд. — Старый пес — новые трюки». Другие цитаты из фильма: «Ты посмотри на себя — держишься на таблетках и алкоголе!» Всего шесть лет назад в «Казино «Рояль» нам явили возродившегося Бонда. И вдруг являют выходящего в тираж. И постоянно утверждают, будто Бонд старомоден.

Тут, однако, все хитро. В ответах самого Бонда много иронии. В том числе по отношению ко всей истории бондианы. Не зря он говорит, что его хобби — воскресать. Не зря, спасая М от преследования, пересаживает ее из современного автомобиля в Aston Martin DB5, который Бонд-Коннери 60-х использовал в «Голдфингере» и «Шаровой молнии». Не зря на вопрос М: «Куда мы едем?» — он ей отвечает «В прошлое. Там у нас больше козырей».

Так сколько было Бондов?
В реальности кинокартин про Бонда уже сейчас не 23, а 24. Но фильм «Никогда не говори никогда» 1983 года, в котором Бонда после долгого перерыва в последний раз изобразил Шон Коннери, считается нелигитимным и не входит в официальную бондиану, поскольку право снять его — после долгих судов — получили другие продюсеры.

«Координаты «Скайфолл» — умная самоирония бондианы над своей историей. Ответ на упреки скептиков. Не зря только в финале фильма появляется знаменитая заставка с глазом, выстрелом Бонда в зрителя и экраном, окрашивающимся кроваво-красным: следом идет титр, что Бонд с нами на экране уже пятьдесят лет (лондонская премьера самого первого фильма бондианы «Доктор Но» состоялась 5 октября 1962-го). Значит, при всем скепсисе бондиана продолжится. А бегающий по экрану 007 с пистолетом все еще кому-то нужен.

С нами Манипенни

В финале «Скайфолла» вновь после некоторого отсутствия в бондиане появляется Манипенни — секретарша МИ6, вечно и отчаянно влюбленная в Бонда. Значит, и новые серии тоже грядут. Собственно, в фильмографии Дэниела Крейга уже значатся некие запланированные фильмы под условными названиями «Бонд-24» и «Бонд-25». Новая бондиана с Крейгом тоже наконец отдала дань политкорректности. В бондиане с предыдущим 007 Броснаном политкорректность выразилась в том, что его начальник М превратился в начальницу. Теперь же прежде белокурая Манипенни стала темнокожей.

Ударные эпизоды. Драка Бонда с противником на крыше несущегося над пропастью поезда и его падение в водную бездну. Погоня и теракт в лондонском метро. Битва в родовом имении Бонда в Шотландии (с помощью самодельных боеприпасов) против кучи головорезов, у которых есть даже вертолет, который нападает с музыкой на борту, — привет «Апокалипсису сегодня» Копполы.

Наш вариант рекламного слогана. Бонд жил, Бонд жив, Бонд будет жить. 



Источник: Московские новости, № 393 (393), 25 октября 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.