Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.10.2012 | Кино

«Духless»: Жизнь догнала вымысел

Бессмертный типаж Печорина – но в интерьерах дорогого офиса

Фильм «Духless» снят по роману Сергея Минаева, написанному в начале нулевых. Роман об успешном клерке, управленце и пиарщике, разочарованном в своей жизни и презирающем ее устройство, тогда оказался очень популярен – страна неплохо жила на нефтяные деньги, молодежь из офисов накапливала жирок потребления, и ей это еще только начинало надоедать. Герой, который зарабатывал в несколько раз больше своих читателей, но при этом мучился от пустоты и ненавидел общество потребления, поскольку догадался, что оно потребляет нас куда активнее, чем мы его, - всем очень импонировал.

Продюсер Петр Ануров тогда в острой схватке победил конкурентов и купил права на сценарий: в книге Минаева совсем нет действия, это, в сущности, раздраженный монолог главного героя, описывающего свою жизнь, сладкую, но не приносящую радости. Было очевидно, что для фильма нужен сюжет. Сюжет придумал и сценарий написал Денис Родимин, соавтор «Бумера» и других, менее известных проектов. Фильм снял Роман Прыгунов, очень сильно постаравшийся с небольшим бюджетом создать видимость дорогого и солидного проекта.

В результате появилась история, сильно отличающаяся от романа, от которого, по сути, осталось лишь название да образ главного героя. Бессмертный типаж Печорина – но в интерьерах дорогого офиса. Гуляка праздный, нюхающий кокс и курящий анашу, много пьющий (исключительно дорогой виски), отлично одетый, меняющий красивых любовниц, циник и прагматик одновременно, по сценарию должен был влюбиться и пересмотреть свое поведение. Чтобы ему было легче это сделать, в фильм введено несколько производственных интриг, обманов и подсиживаний. А девушку, способную зажечь его чувства, поместили в альтернативную среду (она учится в университете, а по ночам тусит с группировкой, глава которой носит прозрачное имя Авдей). Радикалы-альтернативщики занимаются разного рода акциями – только не очевидно политическими. Что-то вроде антиглобалистов с неопределенными зелено-красными убеждениями. Они пачкают красками владелиц дорогих манто, проецируют на здание бизнес-центра изображение унитаза и знак доллара и каким-то странным образом помогают больным детям…

Поскольку съемки фильма закончились полтора года назад, его авторы уверяют, что все события на Манежной и на Болотной, акции художников группы «Война» и Pussy Riot – случились уже после, и сама идея баррикад, с которых молодежь забрасывает полицейских горящими файерами,  им тогда казалась мало правдоподобной. Но жизнь догнала вымысел.

Фильм легко и вполне увлекательно смотреть. Героя сыграл Данила Козловский – к его холодноватому эротизму очень идут хай-тековские интерьеры и дорогие костюмы. Оператор Федор Лясс отлично стилизовал изображение под голливудские офисные комедии и превратил Москву в изысканный индустриальный город. Бесконечные клубы, бары и танц-полы, где проводит время герой, сняты быстрыми и точными движениями. Девушка Юля (Мария Андреева) – трогательна и убедительна.

С другой стороны, стоит только задуматься над событиями фильма, и он как-то перестает так уж радовать. Оказывается, что столь обаятельный главный герой – в сущности, лох, плохой менеджер и туповатый человек, легко поддающийся на грубоватые разводки. Что исходная позиция – история про то, что общество, где единственной ценностью оказываются деньги, не предлагает своим гражданам иного выбора, чем рушить его напрочь или быть им проглоченным – не получает в фильме никакого разрешения. Финал оказывается ложным, потому что непонятно, куда пойдет главный герой со своей любовью. Ибо за время действия фильм умудряется дискредитировать все возможности. Вернуться в офис он не сможет – там все пропитано ложью и предательством. Дружбы больше нет. Денег, между прочим, тоже. С любимой на баррикадах, где уже начал свою пиар-кампанию ушлый Авдей, – тоже не выход. В рамках этой зажатой в тесные рамки предлагаемых обстоятельств истории выхода нет – разве что Макс и Юля каким-то чудесным образом родят новый мир, лучше прежнего. Увы, стильный и уверенный фильм про пластмассовых людей не дает почувствовать наличие иных принципов существования.

Он существует как бы изнутри этого безвоздушного пространства и, иронизируя над ним, негодуя, ужасаясь, посмеиваясь, сам ему принадлежит.

Впрочем, самая яркая реакция публики пришлась на долю эпизода, где герою является Супергерой и с хорошо узнаваемыми интонациями недавно избранного президента советует бросить курить анашу. Пожурив юношу, Супергерой отправляется куда-то в сторону Луны.

После просмотра фильма «Духless» автор романа Сергей Минаев поделился с «МН» своими впечатлениями

-Как вам фильм?

-Мне очень понравился! Мне кажется, он сделан с точными попаданиями в нерв времени, несмотря на то, что его долго снимали, и я считаю, он будет иметь большой успех. Я хочу поздравить всех, кто принимал в нем участие.

-Вы его до сегодняшнего дня видели?

-Да, но не полностью, без многих сцен.

-А вы во время съемок встречались со сценаристом?

-Да, но я не писал сценария, мы просто общались.

-В сюжете фильма много нового для вас, того, чего не было в книге.

-Да, там появилась тема баррикад, вся история отношений главного героя и героини абсолютно новая.

-Насколько я помню, герой в книге свою жизнь менять не собирается.

-Да, и там нет хеппи-энда, там есть лишь проблеск надежды…

-Да? Вы считаете, что и в романе есть надежда на изменение героя? Мне казалось, что в романе не предлагается никакого выхода.

-Ну, наверное, так и есть. Знаете, когда я писал роман, я был в таком состоянии, что у меня получилась вполне депрессивная история.

-А сейчас? Если тогда вам казалось, что ситуация безнадежна, то теперь вы более оптимистичны?

-Прошло почти десять лет с того момента, как я начал писать эту книжку. Я изменился, мир изменился. Я думаю, надежда всегда должна быть. Но когда тебе под тридцать, ты на все смотришь куда более мрачно, а в двадцать два кажется, что жизнь вообще закончена.

-А сейчас вам сколько?

-Погодите, посчитаю… Семьдесят пятый, плюс двенадцать… Мне тридцать семь лет.

-И сейчас вам уже не кажется, что вокруг все такое говно?

-Жизнь во все времена, в общем-то, говно, вопрос в том, через какие очки ты на нее смотришь. И у меня тогда был серьезный кризис, я из него вышел, и все, кажется, наладилось.

-А страна, как вы думаете, вышла из кризиса?

-Страна у нас в кризисе последние 850 лет, так что для страны эта ситуация уже привычная.



Источник: Московские новости, 21 июня 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.