Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.10.2012 | Колонка / Общество

Национальный шпионаж

Компания выходцев из бывших советских республик сама «сшила» себе дело

В Штатах взяли, как утверждают, очередную сеть российских шпионов. В прошлый раз американские контрразведчики так и не смогли понять, чем именно занимались русские шпионы, успешно проживавшие сотни тысяч долларов, которые слал им Центр. На сей раз ситуация вроде бы куда прозрачнее. Если верить обвинительному заключению, российские шпионы в течение четырех лет замечательно дурили многочисленные американские контролирующие организации, вывозя в нашу страну всевозможное электронное оборудование, необходимое для систем наведения современного российского оружия, для авионики наших истребителей и еще бог знает для чего, чем занимается секретная лаборатория ФСБ под номером в/ч 35533.

Впрочем, надо сказать, что и нынешние шпионы какие-то странные, поразительно беспечные. Если два года назад отечественная Мата Харри приглашала спеца из российского посольства помочь ей разобраться с секретной аппаратурой, присланной из Москвы, то теперь наши агенты с фантастическим легкомыслием обменивались весьма откровенными электронными посланиями. Собственно говоря, на этих е-мейлах и базируется все обвинение. Например, менеджеры по продажам зарегистрированной в Техасе фирмы г-на Фищенко всякий раз предупреждают российских контрагентов: оборудование, которое те запрашивают, внесено в списки продукции либо вовсе запрещенной для экспорта, либо требующей специального лицензирования. И при этом сообщают, что их замечательная компания знает способы, как обойти американское законодательство. В переписке сотрудники фирмы открытым текстом сообщали, что изготовили фальшивую документацию, чтобы провести ту или иную транзакцию.

Работники фирмы позволяли себе даже шутить. Некто Александр Пособилов, правая рука Фищенко, писал российскому партнеру, что их задача — убедить американские власти, что речь в контракте идет о рыболовецких судах, ну, может быть, не совсем рыболовецких, тех, что могут не только рыбу ловить, но и уничтожать подлодки. Типа ха-ха-ха.

В общем, можно уверенно констатировать, что компания выходцев из бывших советских республик сама «сшила» себе дело. Из чего следует, что они никакие не шпионы, а вульгарные контрабандисты. Так или иначе, но шпионаж по-русски много чего может рассказать о нашей стране. Если вспомнить Анну Чапмен с многочисленными коллегами, то существуют два сколько-нибудь логичных объяснения существования разведывательной сети, члены которой не делают ни малейшей попытки добраться до американских секретов. Или это сеть агентов, которая была создана на случай войны со Штатами. Эти разведчики должны были информировать о происходящем в стане врага, когда посольство будет закрыто и вся «легальная» разведка не сможет функционировать. Если так, то российские начальники мыслят в категориях 50-х годов прошлого века (уже в 60-е стало ясно: ядерное оружие отменяет необходимость такого вида разведки). Если иметь в виду, что лично Владимир Путин изложил эту версию, то следует признать: она маловероятна. Мне больше нравится более простое объяснение: разведсеть была создана для отмывания денег каких-то московских начальников. То есть нелегальная деятельность необходима либо для удовлетворения безумных атавистических имперских комплексов, либо для нелегального обогащения. Коррупция плюс пародия на холодную войну — это и есть путинская Россия.

Нынешний шпионский скандал демонстрирует еще несколько черт путинского режима. Весьма показательно то, что происходило с электронными деталями, которые нелегально вывозили из США. Их, если верить американским прокурорам, устанавливали на МиГи, системы ПВО и береговой обороны, а также в некие секретные приборы ФСБ. И в этом принципиальная разница между российским промышленным шпионажем теперь и тем, что имело место в эпоху Сталина, или тем, чем занимаются сейчас китайцы. Сталинским шпионам не нужны были какие-то детали, нужно было своровать технологию. Не было никаких сомнений, что любая  технология может быть налажена в СССР (пусть ценой немыслимых трат). Тем же самым занимается сегодня Китай: покупает ту или иную деталь, а потом начинает производить ее.

В России же уворованную деталь просто тупо используют в конкретной ракете или радаре. Затем воруют (если получится) следующую. Никто даже не пытается создать производство этих деталей. Не только потому, что их не могут воспроизвести. В нашей стране никак не удается наладить серийное производство элементной базы электроники. В интервью «Интерфаксу» не пожелавший назвать себя «высокопоставленный источник» в оборонно-промышленном комплексе признал: 60-70 процентов, а в некоторых направлениях до 95 процентов всей используемой электроники закупается за границей. По той простой причине, что производить эту электронику нерентабельно. Разумеется, нерентабельно только в рамках организации ОПК, созданной Владимиром Путиным. 

В нынешней российской экономике рентабельны только торговля энергоносителями и откаты. Поэтому гораздо выгоднее содержать несколько десятков фирм посредников, которые закупают по всему миру — чаще легально, а нет — так просто воровать. Понятно, что, как только начнется серийное производство военной техники (что предусмотрено программой перевооружения стоимостью в 20 триллионов рублей), сразу же станет очевидно — для современных вооружений нет электронной «начинки». Но разве кто-то собирается всерьез начинать серийное производство? Единственная задача — распилить бабки под обещания завалить армию современной техникой. А чтобы высшее начальство давало деньги, ему надо время от времени демонстрировать чудо-оружие с украденной начинкой…



Источник: "Ежедневный журнал", 08.10.2012г.,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»