Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.03.2012 | Кино

Просто удовольствие

Смотреть «Артиста» — все равно что пить шампанское и перечитывать «Женитьбу Фигаро»

Самый невероятный сюжет: мало кому, в сущности, известный французский режиссер сначала пишет сценарий без диалогов, потом снимает черно-белый фильм, в котором нет ни одной звезды (а в главной женской роли — жена режиссера), его не сразу, но берут в конкурс Каннского кинофестиваля, где он получает «Пальмовую ветвь» для сыгравшего главного героя Жана Дюжардена и еще одну награду — для собачки Угги.

Критики пишут о том, с каким мастерством в фильме возвращены изобразительные средства немого кино, и, казалось, — все, можно было бы о нем забыть. Но потом начинается сезон наград, и вот уже «Артист» лидирует в мировом рейтинге. Три «Золотых глобуса» — награда журналистов, аккредитованных при Голливуде, лучший фильм года по версии как американских продюсеров, так и гильдии режиссеров США, десять номинаций на «Оскара», семь наград британской BAFTA... И это все не вымысел сценариста, а простая констатация фактов.

Чем объяснить такой невероятный и всеобщий успех у картины, где вообще нет ничего из того, что принято сегодня считать необходимым для большого голливудского фильма? Кроме разве что того обстоятельства, что весь фильм посвящен волшебной сказке Голливуда, его главной легенде, его обольщениям и соблазнам.

Недавно на канале «Культура» был показан классический фильм Билли Уайлдера «Сансетбульвар». В этой картине 50-х годов всеми забытая звезда немого кино, живущая в мире пугающих нормального человека иллюзий, пытается вернуться в звуковой кинематограф. Саркастический взгляд режиссера вытаскивал из старых запасов немого кино все мертвящее, лживое, миражное, чтобы противопоставить этим злым чарам свежее дыхание, молодую энергию нового поколения и реальные истории из жизни учителей. Впрочем, жизнь оказалась куда гуманнее, сыгравшая роль хозяйки мертвого дома Нормы Десмонд звезда немого экрана Глория Суонсон не осталась забытой, после фильма «Сансет-бульвар» к ней вернулась популярность.

История, рассказанная Хазанавичусом, зеркально отражает картину Уайлдера. В «Артисте» звезда немого кино — мужчина, Джордж Валентайн (реверанс в сторону Рудольфа Валентино, о котором, кстати, часто вспоминает героиня фильма Уайлдера). Невероятный успех сопровождает все его роли до тех пор, пока в мир кино не приходит звук. Упрямый артист не хочет меняться, он отказывается говорить, сам снимает немой фильм, который уже никому не нужен, теряет капитал во время Великой депрессии и скатывается в нищету и забвение. Но старлетка Пеппи Миллер, случайно им поддержанная в веселую минуту, не может забыть своего кумира и приходит на помощь, теперь она — звезда и королева кинематографа. С ее помощью Валентайн возвращается на съемочную площадку, и все опять совершенно счастливы.

Что может заставить взрослых людей — а среди кинопрофессионалов все же многие таковыми себя считают — всерьез увлечься подобной чепухой, когда в мире есть столько важных проблем?

Чтобы ответить на это вопрос, нужно повнимательнее рассмотреть, из чего состоит фильм «Артист».

Во-первых, он замечательно снят. Чтобы сделать черно-белое изображение эффектным и глубоким, фильм снимали на цветную пленку, потом изображение корректировали, добиваясь густого черного и сияющего белого, отчего каждый кадр кажется фотографией из лучших и самых стильных глянцевых журналов. Оператор Гийом Шиффман воспроизвел на экране все классические приемы «старой школы», не изобретая нового, а грамотно распоряжаясь наиболее выгодными ракурсами.

Во-вторых, это, по выражению Нормы Десмонд, «кино, которое смотрели глаза всего мира», не стало игнорировать и уши. Диалогов в нем действительно нет, но звуков много — композитор Людовик Бурсе виртуозно аранжировал музыку эпохи немого кино: Реда Николса, Дюка Эллингтона, Роуз Мерфи и Бернарда Херрманна. Но и это еще не все. Не слишком любящий давать интервью Мишель Хазанавичус признавался в редких беседах с журналистами, что «намеренно старался сделать развлекательное кино, быть дружелюбным к зрителям». И ему это удалось.

Смотреть «Артиста» — все равно что пить шампанское и перечитывать «Женитьбу Фигаро»: моментально повышается настроение, и мир кажется прекрасным. Стилизуя свой фильм под немое кино, режиссер беззастенчиво использует все те наработки, которые давно находятся под запретом, — начиная от маленькой собачки, спасающей хозяина от гибели, и заканчивая чаплинскими трюками с пустым рукавом фрака, обнимающим мечтательную девушку.

Можно позволить себе все, что душа захочет, чтобы надавить на слезные железы публики и тут же рассмешить, озадачить, взволновать... Оказывается, человек мало изменился за столетие — он все тот же, разве что квартирный вопрос его несколько испортил.

Душещипательная история про красивого мужчину, пострадавшего от собственного упрямства, благородную и любящую молодую женщину, умеющую ценить настоящий талант, и умную собачку, которой удалось спасти хозяина от смерти, упакованная в изящную ретрорамку, производит на публику впечатление. Все умиляются, никому не стыдно.

Однако это вовсе не простая наивная работа — фильм придуман и выполнен виртуозно. Стилизация требует просчитанности каждой детали, снимали в настоящем Голливуде, что раздуло бюджет аж до невероятных двадцати миллионов долларов. К тому же Жан Дюжарден роскошно смотрится с набриолиненными волосами и франтовскими усиками, а Беренис Бежо очень идет мушка над верхней губой.

В общем, идите и смотрите. Фильм вышел на российские экраны под Валентинов день с соответствующей рекламой, но даже это его не испортило. К тому же он, по счастью, действительно немой — поэтому не изуродован озвучанием, а смотреть его, конечно, надо на большом экране.



Источник: Московские новости, № 219 (219), 15 февраля 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.