Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.11.2011 | Кино

Штучка с моторчиком

Британский фильм «Без истерики!» раскрывает глаза на историю одного эпохального изобретения

В четверг, 17 ноября, в наш прокат вышел один из главных хитов только что завершившегося в Москве Фестиваля нового британского кино — «Без истерики!» режиссера Тани Уэкслер. В оригинале фильм называется Hysteria, то бишь «Истерия». Но название «Без истерики!» тоже годится как прямой призыв к наиболее впечатлительным зрителям не слишком краснеть и пугаться при просмотре этого фильма, в котором традиции костюмного кино про старую добрую Англию сочетаются с непривычным содержанием.

«Без истерики!» — фильм не про какую-нибудь, а про самую что ни на есть ту старую добрую Англию расцвета Викторианской эпохи. Действие происходит в 1880-м. В то время, если кто не знает (а не знают в общем-то все) Лондон охватила страшная пандемия небывалой женской болезни — истерии. Каким путем она передавалась — воздушно ли капельным или каким-то еще — бог весть, но две трети обеспеченных жительниц Лондона заразились хворью с весьма характерными симптомами: апатия, раздражительность, беспокойство по поводу и без, желание противоречить мужу, внезапная слезливость, регулярный ор на домашних и прислугу, а также равнодушие к исполнению и без того редких в старой доброй Англии супружеских обязанностей (иногда, впрочем, оборачивающееся противоположным — требованием к мужу исполнять эти обязанности чересчур часто). А как часто? В старой доброй к этому подходили строго. Помните старый добрый анекдот? Супружеская чета английских аристократов в канун Рождества. Он: «Рождество — это прекрасно». Она: «Это так же прекрасно, как секс». Он: «Но секс, конечно, лучше». Она, со вздохом: «Зато Рождество чаще».

Иногда болезнь проявляла себя совсем уже в крайних формах — в уходе отдельных представительниц слабого пола в народ (с целью его лечить либо обучать его детей азбуке, арифметике и прочим премудростям — в России подобное отклонение получило наименование «народничество»).

Или и вовсе в требовании предоставить женщинам равные избирательные права с мужчинами, которых в Великобритании, при всем всемирном старшинстве тамошней демократии, не было дольше, чем, например, в России.

Не имея ни малейших сомнений в том, что все перечисленные симптомы есть свидетельство особой женской болезни, лондонские врачеватели бросились на ее преодоление. Особенно успешны были те (это не шутка — это правда), кто придумал лечить истерию (фактически неудовлетворенность замужней женщины своей тоскливой судьбой) при помощи мануальной терапии: вневизуального интимного массажа. Новая терапия быстро завоевала популярность у слабого пола. Ее целью было довести женщину до нервного припадка, который как клин клином вышибает общую истерию.

Мужчины, даже доктора, всегда дураки. Такими они оставались и в викторианском Лондоне, не связывая припадок в ходе интимного массажа с сексуальным удовлетворением. Психотерапия, и все тут. Для самих терапевтов это была мучительная работа ладони и пальцев с утра до вечера. В итоге и вышло так, что молодой врач, который пришел работать в неврологическую женскую клинику и стал дико популярен среди клиенток, в ходе многодневных массажей, как выражаются пианисты, «переиграл руку». Она перестала работать. Тогда его друг, механик-экспериментатор, и изобрел крутящийся приборчик на батарейках, который позволил осуществлять врачу интимный женский массаж без помощи пальцев.

Фильм уверяет, будто это истинная правда. Прибор, продаваемый нынче только в секс-шопах, появился в консервативной викторианской Англии как терапевтический инструмент.

«Без истерики!» прежде всего социально-политическая сатира, жанр, в котором британцы всегда были особенно сильны — от Свифта до Диккенса и Теккерея — задолго до появления кинематографа. На всякий случай отметим, что сатира эта (если говорить о том, что непосредственно показано на экране) очень невинная.

Англоязычные рецензенты уже отмечали, что это уникальный вариант комедии про вибратор (мы забыли сказать, что изобретенный в 1880 году прибор именуется теперь именно так), на которую не стыдно пойти с мамой и папой.

Отметим заодно, что комедия эта очень качественная. В некачественной не снялись бы такие значимые и высоко ценящие свою репутацию актеры, как Джонатан Прайс, Руперт Эверетт, Мегги Джилленхол и менее известный, но перспективный Хью Денси. Некачественный фильм не стал бы хитом недавнего фестиваля в Торонто, который сейчас один из четырех самых значимых в мире наряду с Каннским, Берлинским и Венецианским.

Но самое неожиданное и забавное, что фильм этот не только социальная сатира, проникнутая, как уже догадался мудрый читатель, могучим феминистским, то есть антимужским пафосом.

Это еще и романтическая комедия пополам с рождественской сказкой, в которой главный молодой герой-доктор должен сделать выбор между двумя дочерьми профессора, который и дал ему мануально-терапевтическую работу. Одна из дочерей — викторианская фифа, другая пошла в народ.

Не сумлевайтесь: в соответствии с рождественской сказкой герой (про которого в фильме сказано: не всякий изобретал прибор, доставляющий радость) сделает правильный выбор к полному удовлетворению зрителя.

Про титры

Финальные титры все чаще становятся в фильмах отдельным артистическим компонентом. Тот, кто при их появлении спешит выбежать из зала (а наши дурацкие кинотеатры поощряют к этому, врубая на финальных титрах полный свет), теряют многое. Во время финальных титров фильма «Без истерики!» на экране демонстрируется полная рисованная история вибратора: как менялись конструкции, как менялись их романтические названия. Названия вызывают оптимистический хохот.



Источник: Московские новости, 15 ноября 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.