Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.04.2010 | Колонка / Общество

И опять о стеклянных бусах

Янукович сделал Кремль заложником своего пребывания у власти

В прошлом году на бескрайних постсоветстких просторах в разных вариациях проходила одна и та же игра под названием «Кто круче кинет Кремль». Лидеры постсоветских стран, пообещав Москве некие военно-политические преференции в обмен финансовую поддержку, просто обманывали ее. Так было с только что свергнутым киргизским президентом Бакиевым,  который получил больше полумиллиарда долларов за обязательство закрыть американскую базу. Бакиев объявил о закрытии базы, а через некоторое время выяснилось, что база сохранится, но под названием Центр по транзиту. Однако деньги уже были отданы.

Та же история с белорусским лидером Александром Лукашенко, который всякий раз чрезвычайно ловко использовал в своих целях милитаристскую риторику российских руководителей. Как только те начинали рассуждать о военной угрозе со стороны НАТО, белорусский лидер тут же начинал бить себя в грудь и кричать, что его страна грудью станет на пути вражеских полчищ и не допустит их до России.

Понятно, что в этих условиях Москве было просто неприлично поднимать такие мелкие и прозаические вопросы как цена за газ и нефть. А как только Кремль поднимал этот вопрос, Лукашенко тут же от демагогии переходил к шантажу и начинал ставить препоны на пути действительно важных для российской безопасности проектов. Так он несколько месяцев отказывался поставить свою подпись под соглашением о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Я называю это «феноменом стеклянных бус». Ведь символ неравноправных отношений – это когда туземцы отдают пришельцам золото, серебро, корицу и шафран, т.е. ценности истинные в обмен на стеклянные бусы. Парадокс в том, что в обмен на вполне реальные миллиарды долларов лидеры СНГ чрезвычайно ловко втюхивают Кремлю «стеклянные бусы» в виде военно-политических соглашений, которые не значат ровным счетом ничего.

Подозреваю, что отныне рекордсменом по обмену на «стеклянные бусы» будет считаться Виктор Янукович. Сразу же после подписания нового соглашения по флоту критики заявили, что Медведев с Путиным подставили Януковича, заставив его подписать соглашение, которое напрямую без всяких околичностей связывает продление аренды Черноморского флота со скидками на цену на газ. Таким образом, заявляли они, Кремль дискредитировал только что избранного украинского президента, продемонстрировав его зависимость от России. На первый взгляд, Россия добилась блестящей военно-дипломатической победы. Взвинтив несколько месяцев назад цены на газ, Москва теперь милостиво согласилась снизить их на тридцать процентов в обмен на продление срока аренды баз Черноморского флота до 2042 года. Россия решила таким образом важную стратегическую проблему. Еще несколько лет назад Черноморский флот, запертый в проливе Босфор, выглядел очевидным бессмысленным атавизмом "холодной войны". Однако обострение ситуации на Кавказе, противостояние против Грузии неожиданно вдохнуло смысл в существование Черноморского флота. Благодаря ему у России появляется возможность быстрой переброски войск в район вероятного кризиса. А кроме того у России исчезает необходимость строить новую базу в Новороссийске, где климатические условия гораздо хуже, чем в Севастополе. Наконец, сохранение Черноморского флота в Крыму, как считают в Кремле, символизирует сохранение российского влияния на Украине.

Подозреваю, что те, кто упрекает Януковича в сдаче позиций, не слишком справедливы. Памятуя о том, как безбожно кидали Кремль лидеры постсоветских государств, на сей раз Медведев и Путин решили: кому-кому, а загнанному в угол Януковичу они себя обмануть не дадут.

И прописали факт обмена флота на газ в самом соглашении о продлении срока пребывания флота на украинской территории. При этом подождать с соглашением, чтобы не дискредитировать нового украинского президента, не было никакой возможности. При сохранении прежних цен на газ украинская экономика развалилась бы в течение нескольких недель.

Однако в результате в ловушке оказалась не Украина, а Россия. Украина сможет экономить по четыре миллиарда долларов в год уже сейчас. А соглашения по флоту начнут реализовываться лишь через семь лет. Между тем украинская оппозиция не оставляет никаких сомнений, что как только она придет к власти, все соглашения о флоте будут немедленно денонсированы. А украинская конституция позволяет по-разному интерпретировать вопрос пребывания российского флота. С одной стороны, в тексте основного закона утверждается нейтральный статус государства, и там четко прописан отказ от любого иностранного военного присутствия. Однако, с другой, так называемые «переходные статьи» Конституции констатируют: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой». В такой ситуации все зависит от того, кто будет обладать высшей исполнительной властью.

По сути дела Виктор Янукович буквально в первые дни своего президентства сделал Кремль заложником своего пребывания у власти. Теперь Москва жизненно заинтересована в том, чтобы и сам Янукович и его «Партия регионов» оставались у власти аж до 2042 года.

И 4 миллиарда долларов в год могут оказаться сущей безделицей по сравнению с теми деньгами, которые Януковичу удастся вытянуть из России. Ведь любое ухудшение социально-экономической ситуации на Украине можно будет объявить угрозой смены власти и стало быть угрозой нахождению российского флота в Крыму.



Источник: "Ежедневный журнал", 26.04.2010,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»