Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.09.2009 | Кино

Гетто для инопланетян

За креветку ответишь!

На экраны России и США  вышел «Район № 9» — подчеркнуто неполиткорректный, едкий взгляд на современное цивилизованное общество. Картину отличает наглая псевдодокументальность и непохожесть ни на какое другое кино. The New Times проанализировал самую необычную ленту летнего киносезона

"Район № 9» сделал никому доселе не известный 29-летний южноафриканский режиссер Нил Блокамп. Прокатчики фильма, что наши, что американские, естественно, не акцентируют внимания на Блокампе, зато указывают в рекламе, что это проект Питера Джексона, который тут главный продюсер. Прокатчикам уже досталось от блогеров: чего выпячивать Джексона, если фильм вырос из короткометражки Блокампа Alive in Joburg, то бишь «Живые в Йоханнесбурге», снятой в 2005‑м. Но выпячивать имя Джексона более чем уместно. «Район № 9» напоминает о ранних, истинно безумных проектах фантазера Джексона, осуществленных до «Властелина колец». А по теме отсылает к (пусть разочаровавшему многих) мизантропическому джексоновскому «Кинг-Конгу». Тема эта: хамство и цинизм рас, уверенных в своем превосходстве по отношению к расам и народам, которые они считают низшими.

Откуда когти растут

«Район № 9» — фильм про то, что над главным городом ЮАР Йоханнесбургом завис гигантский инопланетный корабль. Не дождавшись действий, земляне спустя три месяца вскрыли корабль, как консервную банку, и обнаружили на борту сотни тысяч (впоследствии размножатся до двух с половиной миллионов) инопланетян, напоминающих внешним видом (не землянам из фильма, но киноманам в залах) Хищника из модного в свое время футуристического боевика. Хищник оказался дохлым. Инопланетяне были истощены. Их поместили в гетто под названием «Район № 9». Поначалу у входа водрузили монумент в советском духе, символизирующий дружбу землян с пришельцами. Но вскоре выяснилось, что инопланетяне — уроды во всех смыслах слова. По-мелкому воруют, шныряют на помойках, гадят где ни попадя, готовы душу продать за любимую еду, каковой оказались кошачьи консервы. Про то, что инопланетяне обладают еще и технологиями, до каких нам дорастать и дорастать, вдруг забылось. Человечество обзывает их креветками. Или моллюсками. Требует их выселения в места отдаленные.

Компания, ответственная за переселение инопланетного гетто в совсем уж кошмарное место, использует белые танки и именуется MNU — это явная пародия на миротворческие танки UN, то бишь ООН.

Первая половина фильма снята в жанре фальшивой документалистики.

Невнимательный зритель не обратит внимания на титр, который появляется в глазке любительской видеокамеры, якобы снявшей корабль пришельцев в момент его изначального зависания над Землей. Титр между тем гласит, что съемка велась в 1982 году.

Позвольте, но в 1982-м в ЮАР все еще был апартеид и белое население всячески угнетало черное! А в фильме-то черное — самое что ни на есть расистское на свете, именно оно громче всего требует карательных мер по отношению к креветкам-бомжам, явившимся из космоса. А еще более мерзка та черная нигерийская мафия, которая хозяйничает на территории гетто, продавая креветкам в обмен на их совершенное оружие (которым человечество все равно не в силах воспользоваться, так как оружие это реагирует на ДНК) тот самый кошачий корм. Смелейшая неполиткорректность фильма объяснима только тем, что он, хотя и прокатывается ведущей голливудской компанией Columbia TriStar, на сто процентов новозеландский. Только в Новой Зеландии можно было поставить вопрос так: ах, вы, черные и белые, — все люди по отношению к инородцам?

Так и получайте обвинение скопом как общность людей вне зависимости от цвета кожи и в соответствии с реальностью. Тут-то первая хитрость фильма.

Вторая хитрость: все вроде бы снято реальными видеокамерами любителей и телекомпаний. Но потом оборачивается крутейшим боевиком, наполненным натуралистическими хирургическими подробностями. Блогеры пишут, что «Район № 9» напоминает о фильмах про зомби в духе режиссера Ромеро, но это и есть истинный Джексон. Фальшивая документальность «Района № 9» адресует не к чему-то случайному, а к малоизвестному у нас арт-шедевру Питера Джексона «Забытые негативы», сделанному в 1996 году к столетию кинематографа. Все тогда (немцы, например) открывали у себя забытых гениев, которые и были истинными изобретателями кинематографа и всех-всех его жанров, и Джексон нашел такого — вымышленного — у себя в родной Новой Зеландии. И построил картину на отрывках из его шедевров (смешно симулированных им самим). А пародийная кровавая натуралистичность «Района № 9» отсылает к еще более раннему хулиганскому проекту Джексона — «Живой мертвечине», где мерзкая мадам могла сожрать с утренней кашей свое же некстати отвалившееся и упавшее в тарелку ухо.

И кто это будет смотреть

Хитрости, однако, оборачиваются проблемами. «А что такое апартеид?» — спросили у автора этих строк после рассказа о фильме представители молодого поколения. Так-так.

Проблема «Района № 9» в том, что фильм может не достичь цели. Как на футуристический боевик про инопланетян на него пойдут исключительно юнцы, понятия не имеющие об апартеиде и о том, какие нормы политкорректности фильм нарушает. В то же время серьезную публику никогда не затащишь на кино, в котором действуют инопланетяне, смоделированные на экране мастерами компьютерной анимации.

«Район № 9» между тем серьезен. Сатира вдруг оборачивается картиной реальной трагедии никому не нужной нации-изгоя. Самое удивительное — эстетическая гармоничность «Района № 9». Псевдодокументальность, свойственная первой половине ленты, легко уживается и с крутым экшеном второй половины, и с глобальными выводами.

Не скажешь, будто глобальный вывод картины оригинален. Но доказан он со страстью и яростью. Вывод таков: человечество и все его якобы цивилизованные нормы — полное дерьмо!

Самый гуманный антигуманный фильм за долгие годы.



Источник: Новое время, №28, 17.08.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.