Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

23.06.2009 | Арт

Корпоративная поэтика

«Вольный имперский город Аугсбург» в Музеях Московского Кремля

До 20 сентября в выставочном зале Успенской звонницы и в одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля можно познакомиться с уникальной экспозицией «Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия». Подготовленная при участии Газпромбанка, Deutsche Bank, НОВАТЭКа, Siemens и других спонсоров выставка представляет не отдельную коллекцию, а заряженный энергией творчества город как таковой. «Служение искусству» -- такой девиз был выбран городом -- наследником Священной Римской империи.

Аугсбург -- великий пример того, как большие деньги могут служить большому искусству. Финансовые магнаты XVI века, могущественные семьи Фуггер и Вельзер (они во многом сформировали в свое время европейскую банковскую систему) были главными меценатами, покровителями свободных художеств. Их пример вдохновил аугсбургских предпринимателей последующих веков.

Гордость Аугсбурга -- эталонная для всей Европы цеховая культура. Получить звание аугсбургского мастера было ой как непросто. Подмастерьям-златокузнецам со всего света нужно было обучаться не менее 12 лет и в качестве дипломной работы изготовить кольцо, печать и кубок с крышкой, названный «шедевр». Самым впечатляющим экспонатом выставки оказались памятные доски аугсбургских златокузнецов. Эти династические таблицы напоминают мишени с множеством загадочных знаков. Знаки -- клейма, гербы -- наносились на круглую доску после смерти мастера и составляли своеобразный цеховой мемориал.

Слава Аугсбурга -- конечно, цехи и корпорации златокузнецов. В Оружейной палате Московского Кремля хранится самая лучшая коллекция изделий аугсбургских золотых и серебряных дел мастеров. Даже в самом Аугсбурге такого богатого собрания нет. Кубки, вазы, блюда попали в Россию в качестве посольских даров и правильного капиталовложения в современное для того времени искусство.

Хитами новой выставки оказались не только ювелирные изделия, но и фантастические предметы XVI века из слоновой кости. В частности, кубок с точно воспроизведенным мастером Георгом Петелем рельефом картины Рубенса «Вакханалия» и изумительно тонкий рельеф из известняка с мраморной инкрустацией мастера Ханса Даухера «Богоматерь в окружении ангелов». Этот рельеф тонко передает пространственную драматургию гравюры Дюрера.

Именно дружество, корпоративная этика, цеховое братство помогали Аугсбургу сохранять позицию лидера в артмире XVI--XVIII веков. О таком союзе меценатов и мастеров, каким был Аугсбург эпохи Карла V, сегодня можно только мечтать. Символично, что в день открытия выставки аугсбургских мастеров на «Винзаводе» Олег Кулик запустил новый проект -- реабилитация артсообществ в современной России. В самом деле, порознь жить -- век тужить.



Источник: "Время новостей",23.06.2009 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.