Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.11.2005 | От копеечной свечи...

Mortal Combat

Или история о пользе дуэлей

Удар был мужской, полновесный. Но это полбеды. Беда, что это «оскорбление действием» видела целая толпа людей. Через мгновение после первой пощечины два грузных тела катались в яростной схватке по железнодорожной платформе: в стороны летели ордена, ленты, погоны, фуражки.

Дравшихся разняли с трудом. Не только из-за того, что оба были мужчинами внушительной комплекции, но и потому, что рукоприкладство могло стоить миротворцам карьеры: дрались два русских генерала – Павел Ренненкампф и Александр Самсонов.

Случилась потасовка под конец русско-японской войны на Мукденском вокзале в конце октября 1905 года. . За несколько дней до этого, Сибирская казачья дивизия Самсонова защищала яньтанские угольные копи в Маньчжурии. Японцы атаковали Самсонова и практически уничтожили его дивизию из-за того, что Ренненкампф, который должен был поддержать Самсонова, так и не выдвинул свои войска. Естественно, Самсонов пришел в ярость и при первой же встрече кинулся сводить счеты с ненадежным соратничком. Дело должно было закончится дуэлью, однако Николай II, не желая терять генералов, стреляться запретил. Впрочем, из всех вариантов развития событий, дуэль, скорее всего, оказалась бы наименее кровопролитным…

К августу 1914 года оба генерала одинаково продвинулись в армейской иерархии – от командующих дивизией до командующих армией. Шла другая, последняя война, в которой поучаствовала Российская Империя – Первая Мировая. Ренненкампф командовал 1-ой русской армией, Самсонов – 2-ой. На Западном фронте немцы прорвали линию Мажино и, чтобы не допустить разгрома Франции и оттянуть от нее «немецкий паровой каток» (как называли мобильную и по тем временам отлично механизированную армию кайзера), в наступление на Восточном фронте были спешно посланы войска Ренненкампфа и Самсонова, чья взаимная ненависть друг к другу с годами не прошла, а лишь укрепилась.

Поначалу им противостоял немецкий генерал граф Макс фон Притвиц, прозванный в войсках «der dicke Soldat», «жирный солдат» – не самый почетный титул для полководца. Русская армия легко вошла в Восточную Пруссию, откуда и до Берлина недалеко. Тогда немецкое командование перебросило с западного фронта двух своих лучших генералов – Пауля фон Гинденбурга и Эриха Людендорфа, которые немедленно предприняли наступление на войска Самсонова. Этим было ослаблено давление на Францию, что ее и спасло, но армия Самсонова оказалась на грани катастрофы.

Он знал, что единственная помощь, на которую он мог рассчитывать, могла быть оказана его заклятым врагом – Ренненкампфом. Знали это и немцы: начальник штаба фон Притвица, полковник Макс Гофман, был во время русско-японской войны военным атташе при штабе японской армии и непосредственным свидетелем схватки на Мукденском вокзале.

Фон Притвиц не желал слушать никого, кроме своих страхов, но Гинденбург оказался более внимательным к советам подчиненных и прислушался к истории о вражде русских генералов.

Ренненкампф не пришел на помощь и в этот раз. На фоне блестящего тактика Людендорфа военные дарования Самсонова выглядели более чем скромно. Очень скоро 2-я русская армия была окружена и почти полностью перебита близ небольшой деревушки Танненберг. Хотя если бы не мстительность Ренненкампфа, события могли повернуться совсем иным образом. В своих мемуарах Людендорф писал: «Мы двигались в тыл армии Самсонова. Армия Ренненкампфа висела над нами, как грозовая туча. Стоило ей двинуться, и мы бы погибли». Разгром лучших немецких войск мог положить конец войне тогда же, в 1914 году.

После разгрома Самсонова был окружен и Ренненкампф. В целом Танненберг стоил России не просто почти четверть миллиона жизней, разгром Самсонова означал уничтожение цвета русской армии. После этого поражения престиж самодержавия в армии существенно упал, а сама она деградировала из года в год, что стало одним из существенных факторов успеха Октябрьской Революции.

Роковая пощечина имела самые серьезные последствия не только для России. Не стоит забывать, что в 1923 году во время Пивного путча Эрих Людендорф буквально закрыл собою молодого австрийского художника Гитлера от полицейских пуль. Пристрелить беснующегося уродливого выскочку полиция, в тот момент, смогла бы без долгих раздумий, но генерал Людендорф был кумиром всего немецкого народа. Люди помнили о его заслугах под Танненбергом. Второй триумфатор Танненберга – Гинденбург – благодаря своей популярности в армии был в 1925 году избран рейхспрезидентом Веймарской республики, а 30 января 1933 года передал власть Гитлеру…

Но всего этого могло и не быть, если бы в 1905 году на платформе Мукденского вокзала генерал-лейтенант Самсонов был более сдержан…











Рекомендованные материалы



Стекольщик, офис и листобой

Особенно же меня тронуло интервью режиссера Юрия Норштейна. Это чудесно, когда человек настолько равен себе. Среди самых важных слов Норштейн называет пространство, мироздание, мироощущение, возвышение.


Крестины и крестное целование

Народ смотрел на Скопина как на богоданного спасителя от бедствий смуты. Взбалмошный Прокопий Ляпунов даже отправил к нему послов с предложением самому венчаться на царство, от чего Михаил Васильевич решительно отказался.