Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

08.06.2009 | История / Общество

Людоеды и грибы

Всеядные режимы на самом деле намного опаснее людоедских

Когда пишешь о чем-то похожем на события на площади Тяньаньмэнь, невольно тянет цитировать Оруэлла – это, вообще, расхожий материал для описания авторитарных и тоталитарных режимов. События мая-июня 1989 года надежно стерты из официальной китайской историографии, в них участвовали «не лица», или правильнее сказать «не участвовали»? За последние двадцать лет в китайских СМИ о событиях на площади упомянули всего несколько раз – на прошлой неделе вот вышла разъяснительная статья в новой, рассчитанной на иностранцев, англоязычной газете Global Times. Да, еще два года назад кто-то дал короткое объявление в коммерческом разделе «вечерки» из провинции Сычуань – «приветствуем непреклонных матерей тех, кто погиб 64».

64 – четвертое июня, день, когда танки вышли на площадь.  Объявление приняли, потому что для редакторов сочетание «64» не значило ничего, да и как могло быть иначе в стране, где эта тема находится под тотальным запретом.

Один из сотрудников потом говорил, что подумал, что речь идет об аварии на шахте, мало ли их было в последнее время?  Потом был скандал, ответственных за идеологическую диверсию… расстреляли? Посадили? Да нет, просто уволили. Кого-то лишили премии или понизили в должности. Китайский режим сегодня старается не перегибать с жесткостью и не чужд инновациям.  Корреспондентов CNN и BBC, пытавшихся делать стэнд апы с площади 4 июня, окружали люди с открытыми зонтиками, мешая нормальной картинке. Не укол зонтиком с отравленной иглой внутри, не даже мокрым зонтом по шее -   сцена на CNN больше всего напоминала один из танцевальных номеров из американского мюзикла про Мэри Поппинс. Танцующие сотрудники спецслужб под зонтами в мелкую клетку. В полном молчании. Великая держава так шутит? Издевается? Или это самодеятельность на местах?

Четвертого июня 2009 года я был на Тяньаньмэнь и даже сделал пару кругов вокруг нее на велосипеде. Площадь была открыта для туристов, об особенности даты говорили лишь многочисленные крепкие молодые люди в штатском, подпирающие ограждения через каждые пару метров.

Полиции в форме было тоже больше, чем  обычно, но здесь это не редкость – также было во время съезда ВСНП в марте. Известных диссидентов посадили под домашний арест, так те уже привыкли -  почитай перед каждым праздником по домам сидят.

Китайский режим сегодня многие называют вегетарианским, и, глядя из Пекина, с этим сложно не согласиться. В Китае больше личных свобод, чем во многих других его соседях по Азии. Ешь от пуза, пей из горла, езди куда хочешь, говори с кем угодно и о чем угодно. Здесь можно слушать любую музыку,  пролезать на любые сайты – поверьте, это не сложно, если тебе это действительно нужно. И все же, вегетарианство в этом контексте удивительно неудачный термин. Китайские власти на самом деле вполне людоедские, они просто «плохо кушают». Последние двадцать лет в Китае модно, выгодно и безопасно быть грибом и не лезть туда, куда лезть нельзя.  Грибы людоедов мало интересуют, даже когда они на диете. Всеядные режимы на самом деле намного опаснее людоедских.    











Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»