Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.04.2009 | Арт

Движение — счастие мое

Выставка Вячеслава и Анны Колейчук в фонде «Эра»

Новая выставка произведений мастеров, работающих с графическими пространственными кодами русского авангарда, искренне восхищает. Давненько современное искусство не дарило такое лучезарное счастье.

Вячеслав Колейчук -- мэтр неофициального искусства. В 60-х был одним из лидеров группы «Движение», участники которой разрабатывали идеи движущейся в пространстве и на свету формы. Эти эксперименты положили начало российскому варианту международного художественного стиля кинетизм (кинетическое искусство).

Подобно известному французу Жану Тэнгли, советские кинетисты доказывали, что само перемещение объекта (равно как и света) в пространстве может быть источником полноценного эстетического переживания. Этим убеждениям Вячеслав Колейчук нашел поддержку в русском авангарде, лидеры которого исследовали гравитационные поля изобразительных систем и возможности создания структур, чей эстетический образ основан на принципе динамического равновесия частей или постоянного скольжения светового луча по различным поверхностям. Настоящим подвигом Колейчука-художника и Колейчука-исследователя можно считать реконструкцию в начале 2000-х всей принципиальной для генезиса русского конструктивизма выставки ОБМОХУ (Общества молодых художников). Объединившись в группу, будущие лидеры авангардного искусства (братья Стенберги, Медунецкий, Родченко, Денисовский) в 1921 году выставили экспериментальные кинетические объекты, художественный образ которых заключен в наглядной демонстрации сил напряжения -- сжатия, хрупкого равновесия между покоем и движением, динамикой и статикой. Это была их третья, предпоследняя в биографии объединения выставка. Восторг перед инженерной мыслью и техническим моделированием стал двигателем архитектурных идей авангарда. Реконструированная во всех мельчайших деталях и подробностях экспериментальная выставка ОБМОХУ сегодня украшает постоянную экспозицию Третьяковской галереи.

В залах фонда «Эра» восхищают волшебные превращения различных форм и структур друг в друга. Это часть «Тотального театра», который Вячеслав Колейчук и его дочь Анна создают уже много лет. В одном зале на металлических поверхностях штрихами созданы голограммы, которые при определенном освещении превращаются в оптическую иллюзию движущихся объемных предметов (наподобие супрематических цилиндров, конусов и кругов Малевича, Лисицкого). Разработанный с помощью жестких математических законов метод создания такого «привидевшегося» авангарда Вячеслав Колейчук называет «штриховой стереографией».

В соседнем зале впечатляют масштабные пространственные инсталляции Анны Колейчук с супрематическими трапезами (тарелки, приборы и орнаменты на них подчинены неколебимой логике авангардного геометрического проектирования), сакральный смысл которых соотнесен с ритуальной трапезой христианского мира и японской культуры. Тут же демонстрируется запись спектакля «Путешествие квадратика» -- супрематические танцы в движущейся проекции из разнообразно пульсирующих шахматных орнаментов. А в отдельном коридоре можно посмотреть фильм о творчестве мэтра Колейчука и его дочери. Из которого к вящему удовольствию узнаешь, например, о том, что щедрый изобретатель Вячеслав Колейчук -- автор всего инопланетного оборудования планеты фильма «Кин-дза-дза». Включая гравицапу, конечно.



Источник: "Время новостей",22.04.2009 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.