ПРОСТО ТАК КОЛОНКИ ЖИЗНЬ ИСКУССТВО РАЗГОВОРЫ PRE-PRINT СПЕЦПРОЕКТЫ СТУДИЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ИГРЫ

    О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ WWW.STENGAZETA.NET СЕГОДНЯ 26 ФЕВРАЛЯ 2017 года

Литература

Индустриализация Пелевина

Новая книга Виктора Пелевина - беспрецедентный мультимедийный проект

Текст: Галина Юзефович

Виктор Пелевин — первопроходец во всем, и потому границу, отделяющую литературу от сопредельных сред, он, естественно, тоже перешагнул ранее прочих. Еще в далеком 1998 году специально по заказу группы «Ва-Банк» Пелевин написал рассказ «Нижняя Тундра», двумя годами позже увидевший свет в виде некого подобия рок-оратории. Уже сравнительно недавно, в 2004-м, он первым среди отечественных сочинителей придумал приложить к своему роману саундтрек — промо-тираж «Священной книги оборотня» распространялся в сопровождении компакт-дисков с записью композиций, упомянутых в тексте. И вот, наконец, закономерный итог этого процесса — невиданное, поистине индустриального масштаба бурление всевозможных мультимедиа-проектов вокруг новой книги Пелевина «Шлем ужаса», опубликованной в рамках международного издательского проекта «Мифы».

Первое и самое необычное — аудиокнига с записью текста повести, выпущенная ИД «Союз», появилась в продаже на две недели раньше, чем собственно бумажная версия.

Событие это совершенно беспрецедентное — до сих пор величайшим достижением в аудиокнижной сфере считалось синхронное появление книги на CD и на бумаге (как было, например, с романом Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»). Однако если аудиокнига «бразильского мага» и другие аналогичные издания были выполнены в экономичном жанре моноспектакля с редкими музыкальными перебивками, то в случае с Пелевиным слушателю предлагается полноценная полифоничная аудиопостановка с участием знаменитостей (роли в «Шлеме ужаса» исполнили Тина Канделаки, Леонид Володарский, Николай Фоменко, Юлия Рутберг). Кстати, это обстоятельство тоже по-своему уникально: до сих пор издательский дом «Союз» решался на подобную дорогостоящую авантюру лишь однажды — четыре года назад, когда схожим образом был поставлен «Азазель» Акунина.

«Азазель», к слову сказать, оказался затеей сугубо имиджевой (этим словом принято сегодня вежливо обозначать начинания, провальные с коммерческой точки зрения), однако на сей раз расходы аудио-издателей имеют неплохие шансы окупиться. Прежние проекты «Союза» привлекали потенциального потребителя не столько контентом (те, кого интересовало исключительно содержание книг, прекрасно обходились их более дешевыми бумажными копиями), сколько моделью презентации и потребления, а это заведомо сужало аудиторию. В отличие от них «Шлем ужаса», вероятнее всего, спровоцирует подлинный ажиотаж среди многочисленных верных «пелевинианцев», не готовых ждать две недели до релиза самой книги. Дополнительный стимул для того, чтобы не откладывать знакомство с новым Пелевиным на потом, — цена: несмотря на исключительно затратный способ производства, диски и кассеты с «Шлемом ужаса» обойдутся покупателю примерно в ту же цену, что и бумажный вариант, и (что особенно удивительно) значительно дешевле других аудиокниг аналогичного качества.

Разгадка этого последнего феномена кроется в самой главной и, предположительно, самой помпезной части мультимедийного проекта «Шлем ужаса» — театральном шоу, премьера которого состоится 21 ноября в Театральном центре на Страстном бульваре.

Режиссером этого загадочного действа в жанре Active Fiction Show, сочетающем приемы театрального перформанса, литературы и видеоинсталляции с высокими технологиями, стала Живиле Монтвилайте (в прошлом году уже прошумевшая интерактивным шоу «Эфедра»), продюсером — Владимир Месхи (среди его самых ярких достижений — общее руководство фестивалем «Максидром» и организация гастролей группы «Тату» в Японии), а роли исполнили уже упомянутые звезды театра, телевидения и радио. Иными словами, аудиокнига стала своего рода субпродуктом этого грандиозного сценического проекта — этим и объясняется ее сравнительно невысокая розничная цена. Большая часть деталей, касающихся самой постановки, пока сохраняется в тайне. Известно лишь, что шоу будет напрямую транслироваться в Интернет, а все зрительские места в зале Театрального Центра на Страстном оборудуют мониторами и клавиатурой, посредством которых зрители смогут не только корректировать происходящее на сцене, но и обмениваться комментариями друг с другом и с многотысячной «виртуальной» аудиторией.

Словом, страсти вокруг новой книги главного литературного гуру России кипят при нешуточной температуре. Однако трудно не заметить, что за буйством мультимедийных красок, за сладкозвучными голосами Фоменко и Канделаки голос самого Пелевина практически неразличим.

Встроенный в богатый культурный контекст, собственно текст «Шлема ужаса» теряется, оказывается не более, чем формальным поводом для создания раскидистого мультимедийного антуража, а выход бумажной книги — самым проходным и блеклым (хотя, спору нет, необходимым) эпизодом в пафосном шествовании проекта по различным информационным средам. В этой связи трудно отделаться от ощущения, что слово «Пелевин» чем дальше, тем больше теряет свой исконный смысл, становясь не столько именем писателя, сколько успешным брендом, под который отлично подверстываются разнообразные увеселительные мероприятия.

И потому, перефразируя известную цитату из раннего пелевинского рассказа «Затворник и шестипалый» («Что такое Дунька? — Дунька это такая область пространства»), на вопрос «Что же такое «Пелевин»?» сегодня можно с полным основанием ответить: «Пелевин — это такая область пространства». А в скобочках добавить — пространства развлечений.

И точно так же, как и в случае с пресловутой Дунькой, в этом определении не будет практически ничего оскорбительного для объекта высказывания.

www.ozon.ru






А ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Current day month ye@r *



версия для печати...

Читать Галина Юзефович через RSS

Читать Литература через RSS

Источник: Полит.Ру, 26.10.2005,
опубликовано у нас 2 Ноября 2005 года
ДРУГИЕ СТАТЬИ РУБРИКИ:

НАЧАЛО ПИСЬМА КОМАНДА АВТОРЫ О ПРОЕКТЕ
ПОИСК:      
Сайт делали aanabar и dinadina, при участии OSTENGRUPPE
Техническое сопровождение проекта — AZ-webstudio
Все защищены (с) 2005 года и по настоящее время, а перепечатывать можно только с позволения авторов!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru