Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.02.2009 | Арт

Удельный вес души

В Петербурге начался «Видео парад»

В этом году фонду ПРО АРТЕ -- главной, а по большому счету единственной питерской институции, которая занимается современным искусством во всех его жанрах и видах, -- исполняется десять лет. Жизнь от кризиса до кризиса, особенно в городе, погруженном в классическое искусство, нелегка для тех, кто популяризирует диссонансную и резкую современность. Но маленькому ПРО АРТЕ как-то удается сохранить себя, не впадая ни в попсовость, ни в радикализм и сохраняя идею чистого, некоммерческого просветительства: все мероприятия -- выставки, лекции, концерты, видеопоказы, которые он проводит на «своей» территории в Петропавловской крепости, бесплатны. А скромный осенний фестиваль «Современное искусство в традиционных музеях», ежегодно разбрасываемый по маленьким забытым музеям Санкт-Петербурга, -- и вовсе один из самых разнообразных и остроумных музейных проектов в нашей стране.

К юбилею ПРО АРТЕ задумал новый фестиваль -- «Видео парад». Работы звезд мирового видеоарта будут в течение всего года одна за другой показываться в эффектном, но редко используемом помещении подземного хода Петропавловской крепости, называемом «Потерна и каземат Государева Бастиона». Открылся проект видеоинсталляцией знаменитого, но никогда в России не бывавшего британца Яна Брейквелла «Другая сторона». Работу эту директор ПРО АРТЕ Елена Коловская увидела четыре года назад в лондонской галерее Тейт и говорит, что сразу решила когда-нибудь привезти ее в Питер. Примерно через год художник умер от рака.

Видеоинсталляция Брейквелла -- это большой экран, на обе стороны которого идет проекция. С одной стороны сквозь изогнутую стеклянную стену павильона мы видим на фоне закатного неба медленно танцующие пожилые пары. С другой в то же время камера плывет вдоль стекла, за которым нечетко проступает серый осенний пляж с кабинками и море. Потом здесь начинают кружиться пары, а пейзаж на обратной стороне экрана пустеет. Ян Брейквелл создал инсталляцию специально для Павильона De La Warr, крупного выставочного центра на юго-востоке Англии, в городе Бексхилл-он-Си. Сюда известный художник был приглашен для того, чтобы, пожив на стипендию в красивом месте, сделать особую, посвященную ему работу. Сам Павильон De La Warr -- очень известное здание эпохи модерна, построенное по проекту Эриха Мендельсона и Сержа Чермаева в 1935 году. Гуляя рядом с ним, Брейквелл часто видел, как на круговой террасе, огибающей стеклянный цилиндр павильона, танцуют старики (они главным образом и живут в тихом городке графства Сассекс).

В замедленном танце под музыку Шуберта фигуры выглядят как будто летящими, лица пожилых людей прекрасны, и от всей этой повторяющейся вновь и вновь картины веет меланхолическим умиротворением. И только в конце нескольких медитативных чередований танца и запустения экран гаснет. И тут вдруг, выводя зрителя из оцепенения, раздается резкий звук, будто от удара, и тревожно нарастающий крик чаек. Как писал Брейквелл, «неожиданное вторжение напоминает нам о том, как хрупка мирная идиллия».

Первый показ прошел в самом Павильоне De La Warr -- посмотреть ее пришли все те пожилые люди, которых снимал Брейквелл. Наверное, они боялись, что будут выглядеть старыми и некрасивыми, но поэзия этой работы произвела на ее героев такое впечатление, что когда «Другую сторону» пригласили в галерею Тейт, они заказали автобус, чтобы вместе поехать в Лондон и вновь увидеть ее.

На открытии выставки ПРО АРТЕ вдова Брейквелла рассказывала, что в последний день экспозиции в Тейт художник услышал от врачей, что обречен. За оставшееся до смерти время Брейквелл сделал большой проект, состоящий из его фотографий от детства до самого конца. То, что мы знаем о столь трагическом совпадении, придает восприятию «Другой стороны» дополнительный драматизм.

Работа британского художника, в которой, по словам Елены Коловской, «удельный вес души куда больше удельного веса технологий», содержательно очень близка старому искусству со всей его меланхолической созерцательностью и memento mori. Быть может, именно такое современное искусство имеет больше всего шансов в консервативном и осторожном городе-музее, что фонду ПРО АРТЕ хорошо известно. Однажды он уже с успехом опробовал подобный ход: в 2003-м году в рамках фестиваля СМОТР фонд помог привезти в Эрмитаж работу главного в мире видеохудожника, американца Билла Виолы «Приветствие», основанную на картине «Встреча Марии и Елизаветы» итальянского маньериста Якопо Понтормо.

На «Видео параде» Билл Виола тоже будет. В июне-июле здесь покажут его «Квинтет памяти», связанной с работами художников раннего Возрождения. А в ноябре-декабре в потерне появится видео американки Ив Сассманн «89 секунд в Алькасаре», представляющей, что происходило в последние минуты до момента, который запечатлел Веласкес на картине «Менины». Об остальных планах «Видео парада» пока не рассказывают: кризис же, ни в чем нельзя быть уверенным.



Источник: "Время новостей",3.02.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.