Rap/Монолит, 2008
20.11.2008 | Диски
МетарэпОстроумный русский рэп — без соплей и с надлежащим грувом
Серьезные тачки, серьезные отношения, серьезные амбиции, серьезные проблемы с деньгами и самоидентификацией — не сказать, что этот хип-хоп как-то тематически выделяется на фоне других русскоязычных представителей жанра; спасибо, что не читают про траву. Карандаш — он же Денис Григорьев — человек, переехавший в Москву из Чебоксар, артист, зависший где-то посередине между андеграундом и музыкальными телеканалами; до статуса «Касты» ему явно далеко, но и идейным подпольщиком он совсем не является, отнюдь — это очень внятный, мелодичный, добротно спродюсированный и нахрапистый рэп. Простой — и очень ироничный притом;
Карандаш не избегает общих проблем, но здорово обыгрывает штампы — слащавые припевы, приевшиеся источники бита и семплов, речитативы про свободу, равенство и братство;
прямо скажем, лучше всего у него получается хип-хоп о том, как делают хип-хоп (предыдущая, крайне задорная пластинка «Американщина» была об этом чуть ли не целиком, на «Бедные тоже смеются» подобного метарэпа тоже хватает). Карандаш не тужится у микрофона, не загибает метафоры; он вообще похож на нормального человека, для которого хип-хоп является не заимствованной формой, а органичным способом высказывания (кстати, у него много общего с Noize МС — вплоть до конкретных образных пересечений). Все это любопытно еще и в социальном ключе: «Бедные тоже смеются» с их песнями о дороговизне жилплощади, семейном планировании и крепкой мужской дружбе — это ведь, по сути дела, такой слепок сознания рефлексирующего среднего класса, кое-как сформировавшегося в сумраке 90-х; и да, от этих простых истин и бытовых моралите порой может сводить скулы — но это совершенно понятная и обоснованная система ценностей.
Тут надо добавить еще одну, быть может, самую важную вещь.
Расплодившийся сейчас русскоязычный хип-хоп за годы развития научился делать многое: ныть, бахвалиться, нападать, ругаться, кидать понты, в лучших случаях — умничать. У Карандаша он даже в самые сомнительные моменты в первую очередь занимается тем, что ему полагается делать по умолчанию, — качает.
Так как самоописание удается Карандашу лучше всего, то по этому случаю легко подобрать подходящую цитату: «У меня нет ничего — но есть пи…датый бит».
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.