Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.09.2008 | Арт

Сонные полеты наяву

Выставка современного искусства в новосибирском аэропорту

Если бы мне сказали, что я увижу работы Андрея Монастырского, Олега Кулика, Дмитрия Гутова или группы "Синие носы" не в столичных галереях или в западных музеях современного искусства, а в залах ожидания сибирского аэропорта, то я бы сильно удивился. Нам так долго твердят, что "актуальные" художники далеки от народа и что их творчество интересно лишь группе извращенцев, что постепенно начинаешь верить. "Что?", "Что!", "Что..." - монотонно произносится врагами, и ты воспринимаешь эту монохромную стилистику. Ан нет! Бывает, оказывается, уникальное исключение. Не "что", а "как". Согласно новым правилам.

"Новые правила" - подзаголовок кочующей выставки "Будущее зависит от тебя", придуманной коллекционером Пьером-Кристианом Броше, который живет в Москве и собирает российское искусство.

Мы уже рассказывали во всех подробностях об этом проекте после того, как выставка открылась в Красноярске. До этого побывала во Владивостоке, после этого - в Хабаровске. Впереди - Екатеринбург, Самара, Краснодар и Калининград. Дальше, в начале следующего года, ее все-таки покажут в Москве, хотя Фонд "Новые правила" принципиально не хотел демонстрировать свое собрание в столицах. Захотела Москва.

Повторюсь в описаниях деталей.

Это не собрание Броше, а специально подобранная коллекция, которая должна доказать состоятельность современных художников.

Выставка сопровождается каталогом, в котором рассказывается, что есть современное искусство. Это - выставка-учебник, адресованная самой широкой аудитории. И аэропорт "Толмачево" в Новосибирске стал этаким школьным классом, в котором ожидающие вылета или ожидающие вылетевших могут приобщиться к contemporary art. Тут нужно знать еще одну деталь. Местный музей отказался принять мерзопакостную, с точки зрения музейщиков, экспозицию - ну что это, "Синие носы", Кулик, Мамышев-Монро? А вот "Толмачево" сейчас на капитальной модернизации, и компания "Новапорт", ею занимающаяся, хочет иметь там постоянный выставочный зал - как в лондонском "Хитроу" или сингапурском "Чанги". Современное искусство - в моде. И ему место - не только в галереях, но и в аэропортах. Так же думает компания "МегаФон", чей слоган стал названием выставки.

Меня можно упрекнуть в скрытой рекламе фирм, ставших спонсорами проекта. Понимаю обвинения. Но должен сказать в оправдание: хоть черта в ступе готов принять для пропаганды этого якобы непонятного и неведомого современного искусства.

Броше уже подписал сделку с коммерческим дьяволом ради искусства. Я подписываюсь вслед за ним.

Просто я видел людей, которые в ожидании рейса ходили по выставке, смеялись, интересовались, покупали каталоги. Просыпались, вставали с кресел. А дети заходили в специально для них "МегаФоном" придуманный зал, где можно было рисовать бесплатно.

А в качестве критики могу, конечно, сказать, что аэропорт - не лучшее место для искусства. Жесткая тематическая концепция музейной по своей природе выставки, поделенной на разделы вроде "Социальность" или "Тело", в Новосибирске ушла в пустоту. Равно как и подробные экспликации к каждой работе. Ну кто же их будет читать с чемоданами в руках?

Тем не менее проект удался. И во второй раз напоминаю о нем. Потому что до сих пор он кажется мне воплощенным сном наяву. Ну что, увидеть Пепперштейна, классика психоделики - и улететь! Так шутили местные журналисты на вернисаже. Но они воочию галлюцинаторных работ Пепперштейна никогда не видели. А пришлось.



Источник: "Культура" №33, 27.08.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.