Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.05.2008 | Архитектура / История / Общество

Дворы народу

Обзор подворотен Никольской улицы в процессе их реконструирования

Текст: Никита Брусиловский

Двадцать лет назад Моспроект-2 разработал план реконструкции Китай-города, вернее, той его части, которая могла быть превращена в пешеходно-торгово-гостинично-туристическую зону (исключая выпотрошенное Зарядье и режимные кварталы Ильинки). В 1989 году этот проект, ещё исходящий из интересов исторического города, а не коммерческого освоения пространства, бурно обсуждался в прессе. Проектировщики указывали на необходимость «значительно поднять культуру использования территории» и отдельным пунктом обещали «категорически запретить любое новое строительство, искажающее облик и среду Китай-города». Планировалось, что «к 2000 году преображённый Китай-город будет полностью возвращён Москве». А ещё говорилось о том, что «вопрос, каким будет Китай-город в связи с предстоящей комплексной реконструкцией, волнует всю нашу общественность».

С тех пор изменилось многое. Был воссоздан Казанский собор и Иверские ворота, реставрирована большая часть храмов Никольской улицы, надстроен Гостиный двор, снесены Тёплые ряды, Шереметевское и Пантелеевское подворья, а также внутренние корпуса Чижевского и Средних рядов.

Но вопрос того, каким будет Китай-город, давно перестал волновать нашу общественность. После 1998 года, когда был начат снос состоящих на госохране Тёплых рядов, специалисты лишь вздыхают о том, что изменить уже ничего невозможно.

А процесс набирает обороты: наведение глянца на фасады и планомерное вычищение рядовой внутриквартальной застройки, строительство «приблизительных копий» реконструируемых зданий и надстройка реставрируемых памятников, создание новых центров притяжения пешеходов и транспорта при максимально возможном уплотнении кварталов.

До последнего времени Китай-город упрямо сопротивлялся веяниям прогресса - самый что ни на есть центр, но многие дворы пребывают в тишине и живописнейшем запустении.

Внутри этого сонного царства сохранялись многие подлинные приметы дореволюционного быта – остатки кованых ставен и чугунных галерей, старинные двери и номерные знаки над ними.

В 1980-е ещё существовало твёрдое понимание того, что прелесть древнего района состоит не только в обилии выдающихся памятников архитектуры и истории, но и в сохранности фоновой застройки, обеспечивающей целостное восприятие Китай-города как уникального фрагмента Старой Москвы. И потому особо подчёркивалась необходимость сохранения структуры знаменитых китайгородских дворов и подворий как открытых территорий, насыщения их разнообразными общественными функциями. Однако со временем закрытых для доступа территорий стало только больше, культура использования территории повышается строительством бутиков и паркингов, новостроек, искажающих исторический облик, становится всё больше. Специалисты Моспроекта-2 и сейчас работают над тем, чтобы направить поток китайгородских инвестиций в наименее разрушительное русло, но результаты пока что малоутешительны.

Попробуем внимательно рассмотреть территорию, охваченную планом развития Китай-города конца 1980-х, в особенности те владения, чья судьба и теперь не решена окончательно.

Кварталы, находящиеся по правую руку от Варварки отбросим – говорить о Гостином дворе более неинтересно, а Средние ряды, напротив, являются темой для отдельного разговора. Таким образом, остаются кварталы, лежащие по обе стороны Никольской. В преддверии надвигающейся реконструкции левая, северная сторона улицы (квартал №2) находится в более выгодном положении, поскольку почти сплошь состоит из выдающихся, знаковых памятников архитектуры и истории 16-20 столетий.


1. Никольская улица, 1-3.

Монетный двор и Никольские ряды.

Вчера. Здание Монетного двора построено в 1697 году: это роскошные трёхэтажные палаты, стоящие в глубине участка, параллельно проезду Воскресенских ворот. Фасад здания богато украшен белокаменной резьбой и изразцами, в центре находится проездная арка, соединяющая передний и задний дворы, образованные перестройками 1730-х. Тогда Монетный двор был реконструирован под руководством архитектора П.И. Гейдена, который окружил старые палаты новыми постройками и возвёл парадный барочный корпус, формирующий трассу Исторического проезда. Главный фасад палат оказался разделён на две части: левая половина обращена во двор, правая является фоном для Казанского собора. Позднее в помещениях Монетного двора расположились Присутственные места и другие государственные учреждения. Послужил Монетный двор и тюрьмой: в 1774 г. сюда был доставлен бунтовщик Емельян Пугачёв, в 1790 г. был заточён А. Радищев. В 1806 г. над Монетным двором была выстроена пожарная каланча, одна из первых в Москве. Помимо практического значения, каланча создавалась как симметричная башне здания Земского приказа, оформляя парадный въезд на Красную площадь. Обе башни со временем исчезли.

Часть здания Монетного двора, обращённая фасадом на Никольскую, была кардинально перестроена в 1900 г. архитектором Л.Н. Кекушевым и получила название Никольских торговых рядов. После революции ряды были заняты учреждениями и конторами. В здании Монетного двора расположилась типография издательства «Прометей».

Сегодня. В настоящее время Монетный двор номинально принадлежит Историческому музею, но на деле его помещения заняты различного рода арендаторами. Вход во двор, ранее открытый для всех, последние 10 лет заперт глухими воротами. В 2003 г. во время строительства двухэтажной церковной лавки Казанского собора был сбит только что восстановленный резной декор древнего корпуса Монетного двора. Фасад Никольских рядов, изрядно обветшавший, завешен рекламными щитами.

Завтра. В настоящее время обсуждается крайне неоднозначный проект перекрытия всех внутренних дворов комплекса для нужд Исторического музея. Подробнее здесь.


2. Никольская улица, 7-9.

Заиконоспасский монастырь.

Вчера. Монастырь, документально известный с начала XVII в. (основан он был, видимо, гораздо раньше), получил название Заиконоспасского, так как перед ним, на Никольской улице, находился Иконный ряд, где происходило «выменивание» икон (торговать ими было запрещено).

Композиционным центром комплекса является собор Спаса Нерукотворного. Существующее здание включает в себя объём прежнего храма 1660 г. с пристроенной трапезной (1701 г.) и верхним храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (около 1709 г.). Храм типа «восьмерик на четверике» предположительно построен архитектором из круга И.П. Зарудного и является одним из выдающихся образцов петровского барокко.

В северной части монастыря сохранились корпуса XVII – XIX вв., Братский и Учительский. Здесь жили учителя знаменитой Славяно-греко-латинской академии (основана в 1689 г.), которые были одновременно и монахами Заиконоспасского монастыря. Слева от этих корпусов находилось великолепное здание самой Академии (Коллегиум), выстроенное в 1685 г. и полностью перестроенное архитектором О. Бове после пожара 1812 г. Корпуса, выходящие на Никольскую, были выстроены на рубеже XIX – XX вв. Над Святыми воротами по проекту З.И. Иванова была возведена пятиглавая колокольня, повторявшая формы завершения колокольни церкви Успения на Покровке. В 1920-е гг. колокольня разобрана, ворота под нею заложены. Кстати, местоположение ворот монастыря сохранились от прежних построек: в левой части, в доме №7, находятся вторые ворота, Школьные или Училищные (сейчас они открыты и ведут во двор).

В 1920-30-е гг. в уличном корпусе находилось акционерное общество «Радиопередача», откуда транслировались первые, экспериментальные телепрограммы.

Сегодня. Спасский собор, закрытый в советские годы, был отреставрирован в 1960-х гг. и в 1992 г. возвращён верующим. В Братском и Учительском корпусах ныне расположены аудитории Российского государственного гуманитарного Университета, на помещения которого претендует церковь. Корпуса по Никольской занимают учреждения и конторы, на первом этаже находится почтовое отделение. Нижний этаж келейных корпусов в 1990-е гг. занят рядом ресторанов, вход в которые находится со стороны воссозданного участка Китайгородской стены. Очень простой, но аутентичный фасад XVII века был скрыт пышной декорацией в русском стиле.

Завтра. Ожидается восстановление разрушенной колокольни, которая станет одной из важных доминант Никольской улицы. Однако будущее назначение всего ансамбля является предметом спора между Церковью, Университетом и ресторанным рядом, ещё в 1990-е пытавшимся продвинуть строительство трёхэтажного здания в западной части двора (там находится вентшахта метро и наземный переход с Никольской на площадь Революции). Сейчас компанией «Старград» начато незаконное строительство подземного уровня, в результате которого соседний корпус архитектора Бове приведён в крайне аварийное состояние, трещины появились и на стенах собора.


3. Никольская улица, 11-13.

Комплекс бывшего Никольского Греческого монастыря.

Вчера. Никольский монастырь стоял на посаде Москвы уже в 1390 г., но и тогда назывался «Старым». В 1669 г. он был пожалован царём Алексеем Михайловичем Афонскому Иверскому монастырю в вечное владение, в благодарность за присланный список Иверской иконы Богоматери. С этого момента и до революции монастырь принадлежал греческому духовенству, службы в нём совершались на греческом языке, монахи и священнослужители тоже были греками.

Древний монастырский собор к 1720-м гг. обветшал и был разобран. Новый собор выстроен к 1736 году на средства князей Кантемиров, у которых был свой дом между монастырём и типографией. В 1795 г. верх храма обрушился и его основная часть была перестроена в формах классицизма. До 1902 г. на Никольскую выходила вторая церковь монастыря – во имя свв. Константина и Елены, построенная в 1644 г. и перестроенная Кантемирами в 1767-м.

Нынешний комплекс монастырских корпусов сложился после 1893 г., когда по проекту архитекторов Г.А. Кайзера и К.Ф. Буссе сооружены новые дома для келий и доходных помещений (в западный корпус включены части монастырских построек XVII - XVIII вв.). Основным стало здание, выстроенное в 1902 г. Г.А. Кайзером в русском стиле и выходящее фасадом на Никольскую. Над торговыми залами находилась часовня св. Николая Чудотворца и монастырская колокольня.

Сегодня. Никольский собор был разрушен в 1935 г., ныне на его месте небольшой пустырь, никак не используемый. Ворота в доходном здании заложены, прежний вход в часовню тоже ликвидирован. Колокольня обезглавлена. В западной части двора пробит проход на Театральную площадь. В кельях расположились различные конторы и учреждения. В восточном корпусе келий находится знаменитая реликтовая «Бутербродная», рядом с ней - дорогие магазины и бутики, часть помещений занимает РГГУ.

Завтра. В конце 1980-х гг. планировалось создание здесь музейно-культурного центра, который в 90-е был забыт. Сейчас существует план возрождения монастыря, готов эскизный проект воссоздания Никольского собора. Предусматривается возведение стеклянной крыши над проходом на Театральную площадь. Между монастырём и Китайгородской стеной пройдёт пешеходная туристическая тропа, от Водяных ворот до Круглой башни (прежде этот проулок, образовавшийся на месте боевого хода стены, был известен как Китайка, ныне совершенно непроходим).


4. Никольская, 15.

Печатный двор, Синодальная типография.

Вчера. Первые сведения о Государевом Печатном Дворе относятся к середине XVI века. Мемориальная доска на здании уточняет: «На этом месте находился печатный двор, где в 1564 г. Иван Фёдоров напечатал первую русскую книгу». В 1721 г. на смену Печатному двору пришла Синодальная типография, остававшаяся в ведении церкви вплоть до революции.

Наиболее древняя постройка комплекса сохранилась в северной части: здесь стоит здание Правильной и Книгохранительной палат Московского Печатного двора. Самой ранней частью является палата, выстроенная на рубеже XV – XVI вв. вплотную к Китайгородской стене. Её остатки (стены и основания сводов) были раскрыты археологами ещё в 1980-е и долго представляли собой яму, крытую рубероидным навесом. Сейчас эти стены скрываются под террасой летнего кафе, обустроенной на боевом ходу стены. Остальная часть здания (двухэтажные палаты с сенями) относится к 1679 году.

В 1872–75 гг. под руководством архитектора Н.А. Артлебена палаты реставрированы, вернее возобновлены в «русском» стиле. Декор фасадов, как и Красное крыльцо, являются, скорее, памятниками непростому становлению русской реставрационной школы, нежели свидетельствами древности.

Вдоль улицы стояло основное здание Печатного двора, выстроенное в 1642 г. Богато украшенные ворота венчала шатровая башня высотой около 26 метров, по обе стороны от ворот располагались книжные лавки. В 1773 году обветшавшую башню пришлось разобрать, в 1810 г. был снесён весь уличный корпус. В 1814 г. по проекту архитектора И.Л. Мироновского было построено новое здание Синодальной типографии, воспроизводящее основные черты древней постройки (ворота, резные колонны, солнечные часы, барельефы с изображением Льва и Единорога).

В западной части комплекса стоит корпус 1747 г. (архитектор И.Ф. Мичурин) с простыми наличниками и сводами на первом и втором этаже (третий надстроен в 1898 г.). В 1756 г. двор типографии оказался замкнут с востока постройкой архитектора Д.В. Ухтомского (сейчас на её месте корпус конца XIX в.).

После революции комплекс был передан Гознаку, потом Центральному Архивному Управлению.

Сегодня. С 1931 г. здания занимает Московский Государственный Историко-Архивный Институт, преобразованный в 1991 г. в Российский Государственный Гуманитарный Университет. Внутренний двор с Теремком уже несколько десятилетий отрезан от улицы глухими железными воротами. В 1990-е гг. руководство университета часть сдало часть помещений нескольким частным фирмам, которые в свою очередь сдали их в субаренду. В результате палаты Печатного двора сейчас вовсе закрыты для посещения и пустуют, а в полуподвальном этаже Синодальной типографии устроен пивной бар «Кружка». По вине арендаторов оказалась утраченной уникальная капитель колонны Печатного двора XVII в.: экспонат музея МГИАИ был временно оставлен под крыльцом палат, откуда бесследно исчез.

Завтра. В 1990-е гг. существовал проект создания в «теремке» музея и центра по изучению истории Москвы, не реализованный из-за проблем с арендой. Периодически предпринимаются попытки со стороны московских властей выселить РГГУ из бывшей Синодальной типографии. Один из мотивов – придать зданию общественную функцию и сделать наконец доступным великолепный внутренний двор. Есть предложение по перенесению сюда памятника первопечатнику Ивану Фёдорову.


5. Никольская, 19.

«Славянский базар».

Вчера. Владение образовано проходными дворами сложной траектории, ведущими от Никольской улицы к Третьяковскому проезду. В глубине владения скрывается единственная сохранившаяся стрельница Китай-города – Круглая угловая башня (1530-е). В 17 веке в западной части нынешнего владения №19 стояли каменные палаты князей Воротынских (старший из них, владевший усадьбой с 1620-х, даже состоял в Семибоярщине). Судя по сохранившимся планам, это был один из интереснейших дворцов допетровской Москвы, сложностью композиции сравнимый разве с палатами Аверкия Кириллова. К сожалению, в 1777 году обветшавшие палаты были разобраны полностью. Двор отошёл к знаменитому покровителю искусств графу Шереметеву (имевшему на противоположной стороне улицы ещё один двор, позже ставший Шереметевским подворьем).

Нынешняя застройка владения – работа архитектора Р.А.Гедике (1872 г.), включающая части строений 1780-х. Здесь располагались знаменитые ресторан и гостиница «Славянский базар», связанные с именами многих деятелей русской культуры. В советские годы в здании было размещен театральный зал, где в разное время давали спектакли ТЮЗ, Московский кукольный театр, Музыкальный детский театр. В 1966 году был реконструирован ресторан, благополучно работавший до начала 1990-х.

Сегодня. Ресторан «Славянский базар» сгорел без малого пятнадцать лет назад, с тех пор значительная часть дома пустует. Подворотня, за которой скрываются погорелые руины, также заперта черными воротами. Уличный корпус принадлежит Музыкальному театру Бориса Покровского.

Завтра. Театр Покровского претендует на помещения бывшего ресторана, предлагая выстроить здесь вторую сцену. Однако проектировщики Моспроекта-2 склоняются к тому, что знаменитый ресторан достоен быть ещё раз воссозданным на своём историческом месте. А внутренний двор с Круглой башней и вторым входом на туристическую тропу Китайки мог бы стать великолепной летней площадкой.

Далее по этой стороне улицы находятся: ансамбль Третьяковского проезда (1872), отреставрированный в 1990-е; здание аптеки Феррейна (1899), часть которого передана ювелирному бутику, а другая часть, увенчанная высокой кирпичной башней, пока пустует (без сомнения, функция этой старейшей аптеки достойна того, чтобы быть сохранённой наравне со “Славянским базаром”); и дом 23, являющийся вновь выявленным памятником архитектуры и истории 17-20 вв. Подробнее о его непростой судьбе и тревожном будущем – здесь. Однако напомним, что недавний вариант проекта предполагал полный снос с “сохранением” фасадных стен во имя строительства трёхуровнего подземного паркинга.

Продолжение здесь.



Источник: "Архнадзор", 12.05.2008,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»