Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.10.2007 | Архив "Итогов" / Язык

Неприкаянность

Человек - томится в неволе и мается от излишней свободы

Представление о России неразрывно связано с картиной бескрайних просторов. Холодный ветер простора не только манит, но и пугает. В этом коренятся многие, подчас противоречивые черты русской культуры. Иногда простор видится как приволье, где русская душа может, по выражению Гоголя, "закружиться, загуляться, сказать иногда: черт побери все!". Но порой от избытка места человек тоскует и мается, не находя себе места. Избыток места оборачивается отсутствием места - неприкаянностью.

Слово неприкаянность появилось в русском языке относительно недавно - его даже нет в словаре Даля - и, как это ни странно, не вполне ясно, как оно появилось.

Однако оно так хорошо согласуется с укорененными в русской культуре представлениями о жизни, что кажется, будто оно было в русском языке всегда.

"Неприкаянность, перекати-поле, странничество, - вот выражения еще одних свойств "русской души", которые так часто повторяются во многих хрестоматийных свидетельствах. Вокруг простор, слишком много места, но нет моего и твоего места, обжитого места", - пишет философ Валерий Подорога. Неприкаянность - это такое состояние человека, когда он испытывает внутренний дискомфорт и растерянность - например, потому что он несчастен или ему нечем заняться. Он как будто безуспешно ищет место, где бы ему было спокойно и хорошо. Говорят: бродит как неприкаянный. Неприкаянность - душевная бесприютность, она может сопровождать отсутствие у человека приюта в собственном смысле слова и исчезать, когда человек находит приют и домашний очаг. Но она может иметь и более глубокие причины. Есть люди с какой-то душевной раной, которые всю жизнь не могут найти покоя, есть люди, которые просто не умеют жить в ладу с самими собой. Про таких говорят, жалея: Вот мается, неприкаянный!

Действительно, в слове маяться содержится близкая идея. Маяться - это совсем не то же, что просто мучиться.

Когда мы говорим "мается", мы представляем себе безостановочное и бессмысленное движение, подобное движению маятника, движение безрезультатное и не приносящее удовлетворения, но отнимающее у человека все силы. Маяться можно бездельем, ленью, а кроме того, маются часто от болезней. В этом случае также имеется в виду, что человек все время мечется, не находя покоя, возможно, ходит по врачам и т. п.

Маяться - это и совсем не то, что томиться. Томиться включает представление о закрытом пространстве, из которого человек не может выбраться на простор, на волю. Отсюда берет свое происхождение и кулинарное значение слова томиться. Говорят, что молоко, мясо или щи томятся, если их выдерживают в кастрюле под крышкой в тепле. Так и человек - томится в неволе и мается от излишней свободы.

В повести А.Аверченко "Подходцев и двое других" есть характерное описание душевного дискомфорта: "Все это время унылый муж бродил по комнатам, насвистывал мелодичные грустные мотивы, хватался за дюжину поочередно начатых книг и даже "прижимался горячим лбом к холодному оконному стеклу", что по терминологии плохих беллетристов является наивысшим признаком скверного душевного состояния".

Если бы нужно было обозначить состояние героя одним словом, едва ли можно было бы найти более емкое и точное слово, чем маяться.

Песня с названием "Мается", как раз и посвященная описанию некоторых черт "русского национального характера", есть у Б. Гребенщикова. Со словом мается там рифмуется "то грешит, то кается", "жизнь не получается", а также "и все не признается, / что дело только в нем". Конечно, дело именно в нем. Вернее, в его свойстве, которое можно назвать одним словом: неприкаянность.



Источник: "Итоги", №21, 1998,








Рекомендованные материалы



Как назвать кошку

Эти речевые конструкции принято третировать как «неприличные», но если их сопоставить с некоторыми конструкциями из навязываемой нынче официальной риторики, такими, например, как «духовные скрепы» или «традиционные ценности», то нетрудно заметить, что на таком фоне это «неприличие» выглядит как образчик благопристойности, осмысленности и даже некоторой респектабельности.

13.03.2018
Язык

Волшебное слово

Одни комментаторы, ориентированные спортивно-патриотически, не скрывали ликования: мол, теперь наши женские сборные запросто возьмут все медали во всех дисциплинах, и никакой допинг-контроль им не страшен! (Как известно, мужские стероидные гормоны и их производные – один из самых популярных классов допинг-препаратов в современном большом спорте.) Другие озабоченно выясняли, интересовались ли ученые воздействием мата на мужской организм?